МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исследование операций и методы оптимизации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 185
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 185 185 185 185
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Исследование операций и методы оптимизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование теоретических зананий и практических навыков исследования стандартных экономических процессов, определение оптимальных рекомендаций и управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные подходы применения экономико-математических методов в профессиональной деятельности;
2. Современные математические методы и модели стандартных экономических задач.
3. Теоретические основы моделирования как научного метода;
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Использовать математические методы как основу для моделирования и оптимизации экономических процессов;
2. Применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Использования основных математических и количественных методов решения типовых организационно-управленческих задач и оптимизации экономических процессов.
2. Анализа стандартных экономических процессов, применяя экономико-математическое моделирование;
3. Формулировки рекомендаций и управленческих решений, обоснованных математическими расчетами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономико-математические методы и модели
1.1. Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. Лекции 2 2 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования. Лабораторные 2 4 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.3. Постановка и решение задач линейного математического программирования графическим методом. Лабораторные 2 4 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. Лекции 2 2 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.5. Получение первоначального опорного плана при решении транспортной задачи методами северо-западного угла и наименьших затрат. Лабораторные 2 2 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Расчет основных характеристик в сетевом планировании: продолжительность критического пути, резервы времени. Лабораторные 2 2 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". Лабораторные 2 2 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.8. Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". Сам. работа 2 20 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". Сам. работа 2 20 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.10. Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". Сам. работа 2 10 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.11. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". Сам. работа 2 10 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение транспортной задачи методом потенциалов". Сам. работа 2 10 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.13. Сетевое планирование Лекции 2 2 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.14. Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". Сам. работа 2 10 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования". Сам. работа 2 15 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.16. Основы теории массового обслуживания Лекции 2 2 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.17. Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". Сам. работа 2 15 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.18. Выполнение индивидуального задания по теме: "Расчет характеристик стохастических СМО: с отказами в обслуживании, с неограниченной чередью, с конечной длиной очереди". Сам. работа 2 15 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Сам. работа 2 15 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.20. Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". Сам. работа 2 15 ПК-23 Л1.2, Л2.1
1.21. Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. Сам. работа 2 30 ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремер Н.Ш. - под ред. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Исследование операций и методы оптимизации». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению «Прикладная информатика». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Исследование операций и методы оптимизации»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке.