МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ноксология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-1234-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Ноксология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.В. Темерев, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой С.В. Темерев, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: ознакомить студентов с теорией и практикой науки об опасностях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-15 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ПК-10 способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
ПК-16 способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
основы безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
механизмы воздействия опасностей на человека;
опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методы защиты производственного персонала и населения;
оценивать безопасность различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия;
определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения на практике основных методов защиты производственного персонала и населения;
основы безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
механизмы воздействия опасностей на человека;
опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы ноксологии
1.1. Эволюция опасностей Лекции 3 1 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Принципы и понятия ноксологии Лекции 3 1 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Опасность. Возникновение опасностей Сам. работа 3 12 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Классификация опасностей Сам. работа 3 2 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Количественная оценка опасностей Лекции 3 1 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Нормирование опасностей Сам. работа 3 16 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Поле опасностей Практические 3 2 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Паспорт опасностей Практические 3 1 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Взаимодействие человека с окружающей средой Сам. работа 3 10 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Техногенные опасности Лекции 3 1 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Опасности в быту Сам. работа 3 6 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Природные опасности Сам. работа 3 5 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Антропогенные опасности Сам. работа 3 8 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Защита от опасностей
2.1. Опасные зоны Практические 3 1 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Техника и тактика защиты от опасностей Сам. работа 3 10 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Защита от опасностей Практические 3 1 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Мониторинг природных опасностей Сам. работа 3 2 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Мониторинг производственных опасностей Практические 3 1 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Потери от ЧС Сам. работа 3 6 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Потери от бытовых и производственных опасностей Сам. работа 3 6 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности Сам. работа 3 6 ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Исторические предпосылки возникновения учение об опасностях – ноксологии.
1. Принципы и понятия ноксологии.
2. Глобальные проблемы современного мира и пути их решения.
3. Исторические предпосылки возникновения техносферы.
4. Основные направления обеспечения безопасности жизнедеятель-ности в техносфере.
5. Понятийно-терминологический аппарат в области безопасности и его анализ.
6. Безопасность и профессиональная деятельность.
7. Человек и общества. Формирование культуры безопасности.
8. Государственная политика в области безопасности.
9. Международное сотрудничество в области безопасности.
10. Законодательство в области промышленной безопасности.
11. Законодательство в области экологической безопасности.
12. Законодательство в области национальной безопасности.
13. Природные опасности.
14. Природные опасности на территории Российской Федерации.
15. Техносферные опасности.
16. Опасности. Методы изучения и прогнозирования.
17. Опасности. Классификации опасностей.
18. Количественные методы анализа опасностей.
19. Качественные методы анализа опасностей
20. Основные понятия теории риска.
21. Ущерб как показатель опасности.
22. Риски при принятии решений в условиях неопределѐнности. Восприятие и приемлемость риска.
23. Теория риска в управлении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
24. Управление природными рисками.
25. Управление техногенными рисками.
26. Вероятностный анализ безопасности объектов.
27. Потенциально опасные объекты техносферы.
28. Превентивные меры защиты и принципы их реализации.
29. Мониторинг опасностей.
30. Мониторинг производственной деятельности.
31. Химические опасности в техносфере.
32. Химические опасности в быту бытовая химия).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С.В., Симакова Е.Н. Ноксология: Ноксология Научная школа: МГТУ им. Баумана, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леган М.В. Ноксология. Опасности и их количественная оценка: учебное пособие Издательство НГТУ, 2015 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Коробенкова А.Ю. Ноксология: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: Операционные системы Windows или Linux (freeware), стандартные офисные программы (Microsoft Office, Open Office), поисковые системы (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.ru), сайты (www.mchs.gov.ru, http://www.russmag.ru/product.php?id=263, http://www.school-obz.org/, http://www.novtex.ru/bjd/).
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)/
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

в приложении