МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исследование операций и методы оптимизации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-4-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 150
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Лабораторные 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 75 75 75 75 150 150
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Исследование операций и методы оптимизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.э.н. Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.э.н. Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Исследование операций и методы оптимизации являются:
Научить применять математические методы для моделирования систем и анализа их характеристик.
Научить выявлять наилучший(оптимальный) способ действия при решении той или иной задачи организационного управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность; готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных профессиональных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами
ПК-18 способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы определения классов задач и их решения во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами
Методы исследования операций и методы оптимизации
3.2.Уметь:
3.2.1.Донести суть и смысл найденных решений деловым партнерам
Находить решения поставленных задач с использованием методов исследования операций и методов оптимизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами анализа полученных результатов для обоснования найденных решений
Математическим аппаратом для исследования операций и методов оптимизации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Обсуждение основ математического моделирования в экономических исследованиях. Постановка задачи линейного программирования.Основные понятия. Лекции 3 4 ОПК-2, ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Введение Сам. работа 3 15 ОПК-2, ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Геометрическое решение задачи. Симплексный метод
2.1. Геометрическая интерпретация и геометрическое решение задачи линейного прраммирования в случае двух переменных.Алгебра симплексного метода. Симплесная таблица и работа с ней. Правильность заполнения симплексной таблицы. Признаки оптимальности и допустимости.Признак неограниченности целевой функции. Дополнительные переменные и их использование в симплексном методе Лекции 3 8 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Геометрическое решение задачи линейного программирования. Симплексный метод Практические 3 6 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Геометрическое решение задачи линейного программирования. Симплексный метод Лабораторные 3 6 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Геометрическое решение задачи линейного программирования. Симплексный метод Сам. работа 3 30 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Теория двойственности и анализ чувствительности. Транспортная задача
3.1. Двойственность в линейном программировании.Построение сопряженной задачи для исходной задачи в стандартной,канонической и общей форме.Признак оптимальности. Теорема двойственности. Двойственный симплексный метод. Различные формы транспортной задачи.Нахождение исходного допустимого базисного решения методом северозападного угла. Понятие цикла. Метод потенциалов. Метод наименьшей стоимости. Метод Фогеля. Лекции 3 4 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Анализ моделей на чувствительность. Транспортная задача Практические 3 8 ОПК-2, ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Анализ моделей на чувствительность. Транспортная задача Лабораторные 3 6 ОПК-2, ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Теория двойственности и анализ чувствительности. Транспортная задача Сам. работа 3 30 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Теория игр. Элементы теории графов и оптимизация на сетях
4.1. Игра как математическая модель принятия оптимальных решений в условиях конфликта. Классификация игр. Матричные игры.Максиминные и минимаксные стратегии игроков.Седловая точка. Основная теорема матричных игр.Основные понятия теории графов Потки в сетях. Задача о кратчайшем пути. Задача о максимальном потоке. Лекции 4 10 ОПК-2, ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Теория игр. Сетевой график Практические 4 6 ОПК-2, ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Теория игр. Сетевой график Лабораторные 4 6 ОПК-2, ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Теория игр. Сам. работа 4 20 ОПК-2, ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Сетевое планирование. Практические 4 4 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.6. Сетевое планирование. Лабораторные 4 2 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.7. Теория игр. Сетевой график Сам. работа 4 30 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Теория массового обслуживания
5.1. Системы массового обслуживания.Поток заявок.Время обслуживания.Системы массового обслуживания с отказами и ожиданием Лекции 4 6 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Системы массового обслуживания. Практические 4 4 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Системы массового обслуживания с отказами и сочередью. Лабораторные 4 4 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Теория массового обслуживания Сам. работа 4 25 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Подготовка к итоговому экзамену Экзамен 4 27 ПК-18 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремер Н.Ш. - под ред. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 под ред. Н. Ш. Кремера Исследование операций в экономике: учеб. пособие Юрайт, 2011
Л2.3 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Казанцева Л.Л., Дубина И.Н. Экономико-математические методы: Задачи и упражнения для студентов экономических специальностей.: АлтГУ, 2006 elibrary.asu.ru
Л3.2 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.r

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине.
К его услугам лекционный курс, ориентированный на освоение программы по данной учебной дисциплине.
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине представлен на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Изучение каждой темы рекомендуется начинать с ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме.
Содержанием самостоятельной работы студента являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа с основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа в библиотеке.
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Лабораторная работа – вид учебного занятия, направленный на углубление и закрепление знаний, практических навыков, овладение современными методами экономико-математического моделирования в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста или бакалавра,состоит из экспериментально-практической, расчетно-аналитической частей и контрольных мероприятий.
5. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях, практических и лабораторных занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по дисциплине, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
6. Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств студента, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий по дисциплине. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют преподавателю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у студента.
Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:
-информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
-ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;
-обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;
-соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;
-предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;
-ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае -возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;
-накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; -обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения
7. Промежуточная аттестация (экзамен). Перечень вопросов промежуточной аттестации представлен в РПД. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на лабароторных занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. Продумайте свой ответ при прохождении промежуточной аттестации, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
8. Интерактивные формы обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном высшем учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».