МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональные интернет-СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Иванова О.Ф.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Региональные интернет-СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. д.филол.н. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой проф. д.филол.н. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Региональные интернет-СМИ» является: ознакомление студентов с интернет-СМИ региона, их функционированием на едином информационном пространстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.моделировать индивидуальные и коллективные профессиональные журналистские действия в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы; Осуществлять
регулярный мониторинг тем и проблем информационной повестки дня; формировать круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения; анализировать релевантную информацию из доступных документальных источников

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками контроля достоверности и полноты полученной информации, систематизации фактов и мнений; навыками разработки
оригинальных творческих решений; навыками подготовки публикаций журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика интернет-СМИ
1.1. Общая характеристика интернет-СМИ. Классификация интернет-СМИ Лекции 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Новостные сюжеты региональных интернет-СМИ (посты из социальных сетей, которые легли в основу сюжетов) Практические 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Сеть Интернет - основные принципы технического функционирования, адресации, регулирования и передачи данных Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Региональные Интернет-СМИ
2.1. Знакомство с региональными интернет-СМИ, анализ структуры сайтов. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Понятие, структура и основные типологии информационных технологий. Основные информационные процессы в системах Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Контент региональных интернет-СМИ: особенности рубрикации; жанровое своеобразие текстовых публикаций; функции и особенности заголовочного комплекса; правила оформления мультимедийного материала Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Макет плана продвижения веб-проекта регионального интернет-СМИ Сам. работа 3 5 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.5. План продвижения веб-проекта тематического интернет-СМИ Сам. работа 3 5 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Концепция создания публичной страницы веб-проекта в социальных сетях Лекции 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Стратегия ведения инстаграмм-проекта тематического интернет-СМИ Сам. работа 3 12 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Дизайн сайта интернет-СМИ Сам. работа 3 18 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Стратегии монетизации, используемые ведущими региональными интернет-СМИ Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Модель развития редакции газеты «Алтайская правда» в условиях конвергенции Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
Л1.2 Ныркова, Любовь Михайловна Система СМИ региона : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алпеева, Наталья Николаевна Социокультурная роль российского телевидения в конце ХХ – начале XXI века : монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.3 под общ. ред. С. Г. Максимовой Медиапространство региона: оценка роли в социальной интеграции и развитии межэтнического взаимодействия : монография ИП Колмогоров И. А., 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э3 Союз журналистов Алтайского края www.sjak.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Adobe Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.