Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_ФиК-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, профессор Мамченко О.П.
1.1. | Целью изучения дисциплины является: сформировать теоретические занания и практические навыки записи экономико-математических моделей и научить решать задачи для определения оптимальных управленческих решений; научить решать экономические задачи, которые корректно можно описать математической моделью с целью получения оптимального решения; научить выявлять оптимальный способ действия при решении организационно-управленческих задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные этапы построения экономико-мматематической модели (ЭММ). Виды экономико-математических-моделей и численные методы получения оптимального решения. Основные подходы применения оптиммизационных методов в профессиональной деятельности; системный подход моделирования проблемных ситуаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Классифицировать экономико-математические модели. Осуществлять математическое описание экономических процессов и явлений. Определять цель,преследуемую субъектом управления; множество допустимых значений управляемых переменных. С помощью численного метода получить оптимальное рещение. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыки и опыт классификации ЭММ. Навыки и опыт корректного описания экономических процессов и яклений экономико-математической моделью. Навыки разработки процедуры принятия решений и организации взаимодействия лица, принимающего решения, с экспертами и консультантами. Навыки и опыт нахождения оптимального решения в различных практических ситуациях. Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Исследование операций и методы оптимизации | ||||||
1.1. | Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Теория массового обслуживания. Основные понятия. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.6. | Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами" | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.8. | 4. Задача линейного программирования. Алгебра симплексного метода. Симплексная таблица и работа с ней. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.9. | 5. Задача линейного программирования. Признак оптимальности допустимого базисного решения. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.10. | Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования. | Практические | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.11. | Постановка и решение задач линейного математического программирования графическим методом. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.12. | Получение первоначального опорного плана при решении транспортной задачи методами северо-западного ула и наименьших затрат. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.13. | Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.14. | Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.15. | Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.16. | Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 4 | 26 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.17. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.18. | Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.19. | Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.20. | Решение транспортной задачи методом потенциалов. | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.21. | Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.22. | Выполнение индивидуального задания на тему "Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования". | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.23. | Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.24. | Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.25. | Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.26. | Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
1.27. | Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. | Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов | М. : Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федосеев В.В. | Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" | М.: Юнити-Дана, 2015 | http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1 |
Л2.2 | под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. | Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online | М.: Юнити-Дана, 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452 |
Л2.3 | Акулич И.Л. | Математическое программирование в примерах и задачах: для бакалавров и магистров | Лань, 2011 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова | Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/. Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономико-математические методы и модели». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономико-математические методы и модели»; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работа над основной и дополнительной литературой; - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине; - самостоятельная работа студента в библиотеке. |