МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии делового общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Технологии делового общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2018-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного делового взаимодействия; способствовать овладению студентами теоретическими и практическими основами профессиональной этики,технологиями межличностного взаимодействия, повышению деловой культуры, развитию коммуникативной компетенции и навыков эффективного общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила устной и письменной коммуникации в деловом взаимодействии; особенности межкультурного взаимодействия

3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально взаимодействовать с разными категориями населения с учетом их личностных и культурных особенностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками эффективного межличностного и межкультурного профессионального взаимодействия с использованием различных средств общения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие характеристики делового общения
1.1. Теоретические подходы к определению основных понятий курса.Понятие и основные характкристики общения. Лекции 2 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к определению основных понятий курса. Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Теоретические подходы к определению основных понятий курса. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Специфика делового общения, взаимодействия.Основные технологии в процессе делового взаимодействия. Лекции 2 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Специфика делового общения,взаимодействия. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Специфика делового общения, взаимодействия. Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Сам. работа 2 7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Социально-психологическая компетентность социального работника. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Социально-психологическая компетентность социального работника. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность как компоненты нравственного профессионала Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Сам. работа 2 12 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Лекции 2 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Сам. работа 2 10 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов

Теоретические вопросы
1. Вербальные и невербальные средства в деловом общении.
2. Виды общения, их характеристики.
3. Деловой этикет: основные характеристики, формы.
4. Когнитивное деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
5. Конвенциональное и императивное деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
6. Манипулятивное деловое общения: условия организации, формы, средства и способы.
7. Монологические и диалогические виды делового общения.
8. Основания выделения и типологии видов делового общения.
9. Основные этапы развития этикета.
10. Партнерское деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
11. Письменные виды делового общения: основные характеристики.
12. Понятие и основные характеристики делового общения.
13. Понятие общения, коммуникации их основные характеристики.
14. Суггестивное деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
15. Типология видов делового общения по содержанию.
16. Типология видов делового общения по способу обмена информации.
17. Типология видов делового общения по средствам общения.
18. Типология видов делового общения по цели, их характеристики.
19. Убеждающее деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
20. Функции делового общения.
21. Экспрессивное деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
22. Этикет: определения, принципы, виды, основные этапы развития этикета.

Практические задания
1. Составьте план деловой беседы, используя информационные, контрольные и подтверждающие виды вопросов.
2. Составьте план деловой беседы, используя ознакомительные, однополюсные, направляющие виды вопросов.
3. Составьте план деловой беседы, используя вопросы для ориентации, альтернативные, встречные виды вопросов.
4. Составьте план деловой беседы, используя вступительные, направляющие и подтверждающие виды вопросов.
5. Составьте план деловой беседы, используя ознакомительные, однополюсные, заключающие виды вопросов.
6. Составьте план деловой беседы, используя контрольные, провокационные, информационные виды вопросов.
7. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: один из партнеров употребил какое-то незнакомое выражение или термин.
8. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: говорящий уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую вы от него ждете.
9. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: партнер словно «зацикливается», постоянно повторяя одно и то же. Вам же надо продвигаться дальше.
10. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: партнер только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить.
11. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: вам хотелось бы узнать мнение партнера о том, что вами было высказано.
12. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: невербальное поведение партнера подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения.
13. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: Было высказано несколько положений, и вы хотите привлечь к ним внимание.
14. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: партнер не согласился с частью из сказанного вами, и вы хотите уточнить причину этого неприятия.
15. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: партнер сделал общее утверждение относительно обсуждаемого вопроса, и вы хотите поговорить об этом более конкретно.
16. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: вы сказали о некоторых преимуществах обсуждаемой идеи и хотите установить обратную связь с партнером.
17. Составьте примерный план делового телефонного разговора, с учетом регламента его продолжительности.
18. Разработайте стратегию взаимодействия в деловых переговоров, ориентированную на конфликт.
19. Разработайте стратегию взаимодействия в деловых переговоров, ориентированную на консенсус.
20. Разработайте оптимальную организацию пространственной среды для делового совещания.
21. Разработайте примерный план дискуссии.
22. Разработайте перечень вопросов для контроля дискуссии.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика докладов:

1. Технологии решения конфликтных межличностных ситуаций
2. Формы речевой межличностной коммуникации
3. Речевой этикет в межличностном общении.
4. Риторика как составляющая культуры делового общения.
5. Установление межличностного контакта.
6. Типы поведения в межличностной коммуникации.
7. Виртуальная коммуникация.
8. Этика деловых отношений.
9. Психологическая коррекция стиля общения.
10. Этапы делового общения, особенности поведения на каждом из них.
11. Стратегии ведения переговоров, использование психологических и этических способов влияния на их процесс.
12. Деловое общение в рабочей группе. Модели поведения делового общения.
13. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на деловые отношения.
14. Проблема лидерства и деловые отношения.
15. Стресс и его влияние на процесс делового общения.
16. Этика делового общения: общие принципы и образцы поведения.
17. Этикет и культура делового общения.
18. Виды и формы делового общения.
19. Межличностное общение и критерии его эффективности.
20. Речевые аспекты переговорного процесса.
21. Семантика и механизмы межличностного общения.
22. Теории конфликта и технологии успешного межличностного общения и взаимодействия.
23. Роль чувств и эмоций в межличностном общении.
24. Символический аспект коммуникации.
25. Ситуационные факторы коммуникации
26. Личностные факторы коммуникации.
27. Стили и особенности ведения деловых переговоров.
28. Невербальные особенности делового общения.
29. Деловая беседа, приемы влияния на партнера.
30. Конфликтные ситуации в деловом общении и способы их разрешения.
31. Стратегии межличностного взаимодействия.
32. Структура межличностного взаимодействия.
33. Особенности межкультурного делового взаимодействия.
34. Обратная связь в межличностном общении.
35. Основные характеристики культуры делового общения.
36. Технологии развития делового общения.
37. Культура делового общения в трудовом коллективе.
38. Технологии преодоления конфликтных ситуаций.
39. Формы и методы активного общения как способ преодоления конфликтов.
40. Психолого-педагогический тренинг в деловом общении.
41. Социальные нормы и стереотипы общения.
42. Психолого-социальные аспекты межличностного взаимодействия.
43. Вербальные и невербальные средства общения.
44. Барьеры межличностного непонимания и способы их преодоления.
45. Письменные формы деловой коммуникации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Деловое письмо: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Технологии делового общения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Практические задания выполняются самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться их ориентацией на развитие способностей к эффективной деловой коммуникации. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В билет для сдачи экзамена включено: один теоретический вопрос и одно практическое задание из пункта 3 фонда оценочных средств. Оценка за экзамен ставится суммарно исходя из полноты и глубины ответов на каждый вопрос билета.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте логику своего ответа на экзамене. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.