МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономико-математические методы и модели

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_ФиК-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон.наук, профессор, Мамченко О.П.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Половникова Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Экономико-математические методы и модели

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук, профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является:
сформировать теоретические занания и практические навыки записи экономико-математических моделей и научить решать задачи для определения оптимальных управленческих решений;
научить решать экономические задачи, которые корректно можно описать математической моделью с целью получения оптимального решения;
научить выявлять оптимальный способ действия при решении организационно-управленческих задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы построения экономико-мматематической модели (ЭММ).
Виды экономико-математических-моделей и численные методы получения оптимального решения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Классифицировать экономико-математические модели.
Осуществлять математическое описание экономических процессов и явлений.
Определять цель,преследуемую субъектом управления; множество допустимых значений управляемых переменных.
С помощью численного метода получить оптимальное рещение.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки и опыт классификации ЭММ.
Навыки и опыт корректного описания экономических процессов и яклений экономико-математической моделью.
Навыки разработки процедуры принятия решений и организации взаимодействия лица, принимающего решения, с экспертами и консультантами.
Навыки и опыт нахождения оптимального решения в различных практических ситуациях.
Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исследование операций и методы оптимизации
1.1. Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.2. Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.3. Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.4. Теория массового обслуживания. Основные понятия. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.5. Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования. Практические 2 1 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.6. Постановка и решение задач линейного математического программирования графическим методом. Практические 2 1 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.7. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.8. Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.9. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.10. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 2 21 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.11. Подготовка к зачету Сам. работа 2 18 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.12. Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". Сам. работа 2 14 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.13. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". Сам. работа 2 15 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.14. Решение транспортной задачи методом потенциалов. Практические 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.15. Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.16. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования". Лабораторные 2 1 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.17. Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.18. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Практические 2 0 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.19. Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". Лабораторные 2 1 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.20. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.21. Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для практических занятий, задания в тестовой форме, вопросы к зачёту. Фонд оценочных средств представлен в электронном учебно-методическом комплексе дисциплины. Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, проведение промежуточных тестов (в том числе в компьютерной тестовой системе Moodle).
Промежуточный контроль заключается в проведении тестирования. Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дана, 2015 http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1
Л2.2 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452
Л2.3 Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: для бакалавров и магистров Лань, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономико-математические методы и модели». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономико-математические методы и модели»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке.