МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильУправление проектами в ГМУ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_04_04_УП вГМУ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014г. №1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Мищенко Виталий Викторович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Мищенко Виталий Викторович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.охарактеризовать современные подходы к территориальному стратегическому планированию на уровне регионов, дать обучающимся актуальную информацию о новейших тенденциях в теории и практике стратегического планирования на уровне регионов, сформировать систему навыков, необходимых для участия в процессе стратегического планирования развития регионов различных типов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями
ПК-4 владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
ПК-5 владением современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике
ПК-10 способностью вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. понятийный аппарат теории стратегического планирования;
 содержание теорий, концепций и современных подходов к стратегическому управлению;
 основ теории, практики и научного подхода к стратегическому планированию;
 основные методы разработки и реализации стратегических планов;
 содержание основных управленческих технологий, используемых для разработки и реализации стратегических планов;
 основные методы мониторинга и оценки результатов деятельности по реализации стратегий.
3.2.Уметь:
3.2.1. выявлять и объяснять закономерности и принципы, реализуемые в стратегическом управлении регионами;
 самостоятельно искать и осваивать новейший материал по стратегическому планированию управлению, критически оценивать перспективы внедрения технологий планирования;
 анализировать и оценивать стратегии и стратегические планы, социальные и экономические программы регионов.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. работы с нормативными актами, иными документами системы стратегического терри-ториального планирования региона;
 поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования стратегических планов, а также анализа проблем социально-экономического развития региона и формирования стратегических направлений их решения;
 организации разработки стратегических планов в режиме коммуникативного планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и методические основы стратегического планирования
1.1. Методы анализа и диагностики состояния социально-экономического комплекса региона в процессе планирования. Анализ конкурентных преимуществ региона, муниципального образования (SWOT анализ). Лекции 3 4 ПК-4, ПК-5, ПК-10, ПК-3 Л2.1
1.2. Методы анализа и диагностики состояния социально-экономического комплекса региона в процессе планирования. Анализ конкурентных преимуществ региона (SWOT анализ). Практические 3 6 ПК-4, ПК-10 Л2.1
1.3. Методы анализа и диагностики состояния социально-экономического комплекса региона в процессе планирования. Анализ конкурентных преимуществ региона (SWOT анализ). Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-10 Л2.1
1.4. Методы определения целей развития в процессе планирования регионов. Лекции 3 0 ПК-4, ПК-10 Л2.1
1.5. Методы определения целей развития в процессе планирования регионов. Практические 3 6 ПК-4, ПК-10 Л2.1
1.6. Методы определения целей развития в процессе планирования регионов. Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-10 Л2.1
Раздел 2. Современная практика стратегического планирования регионального развития за рубежом и в Российской Федерации
2.1. Современная практика стратегического планирования регионального развития за рубежом Лекции 3 2 ПК-4, ПК-10 Л2.1
2.2. Современная практика стратегического планирования регионального развития за рубежом Практические 3 4 ПК-4, ПК-10 Л2.1
2.3. Современная практика стратегического планирования регионального развития за рубежом Сам. работа 3 12 ПК-4, ПК-10 Л2.1
2.4. Современная практика стратегического планирования регионального развития в Российской Федерации Лекции 3 2 ПК-4, ПК-10 Л2.1
2.5. Современная практика стратегического планирования регионального развития в Российской Федерации Практические 3 6 ПК-4, ПК-10 Л2.1
2.6. Современная практика стратегического планирования регионального развития в Российской Федерации Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-5, ПК-10, ПК-3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исин Б.К. Стратегическое территориальное планирование: Электронное учебное пособие: СПб. : ИЭО САУ, 2008 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.


методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=614