Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 38.05.01. специальность Экономическая безопасность |
Специализация | Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_05_01_ЭБ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях; 3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способностью к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии |
ОК-10 | способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые особенности коммуникации в устной и письменной форме базовыми навыками работы с основными кодификаторскими источниками, оказывающих помощь в организации коммуникативного процесса на русском языке |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные базовые знания для ведения коммуникации на русском языке |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми навыками работы с основными кодификаторскими источниками, оказывающими помощь в организации коммуникативного процесса на русском языке |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Язык как средство человеческого общения. Функции языка | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-7, ОК-10 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Язык как средство человеческого общения | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОК-10 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи | ||||||
2.1. | Понятие нормы | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОК-10 | Л1.1 |
2.2. | Орфоэпические нормы русского языка | Лекции | 2 | 0 | ОК-7, ОК-10 | Л1.1 |
2.3. | Акцентные нормы русского языка | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОК-10 | Л1.1 |
2.4. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7, ОК-10 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Грамматические нормы русского языка | ||||||
3.1. | Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОК-10 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Морфологические норм ы | Практические | 2 | 2 | ОК-7, ОК-10 | |
3.3. | Грамматические нормы русского языка | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-7, ОК-10 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Лексические нормы русского языка | ||||||
4.1. | Нормы словоупотребления | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОК-10 | Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Понятие о нормах современного русского языка. Лексические и грамматические нормы русского языка | Практические | 2 | 6 | ОК-7, ОК-10 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Лексические и грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-7, ОК-10 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Синтаксические нормы русского языка. | ||||||
5.1. | Синтаксические нормы русского языка | Практические | 2 | 8 | ОК-7, ОК-10 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7, ОК-10 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Культура речи и эффективность общения | ||||||
6.1. | Культура речи и эффективность общения | Лекции | 2 | 8 | ОК-7, ОК-10 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Функциональные стили современного русского литературного языка | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОК-10 | Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7, ОК-10 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фатеева И. М. | Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие | М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. | Русский язык и культура речи: практикум: практикум | М.: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. | Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие | РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004 | |
Л2.2 | Ипполитова, Н.А. | Русский язык и культура речи: учебное пособие | М.: Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка | |||
Э2 | www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э3 | www.google.ru – поисковая система google | |||
Э4 | http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» | |||
Э5 | http://foreign.slovaronline.com/ Толковый словарь иностранных слов. | |||
Э6 | http://myslang.ru/words/tag Словарь современного языка | |||
Э7 | http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). | |||
Э8 | http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htm Словарь устаревших слов | |||
Э9 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э10 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э11 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э12 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э13 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э14 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э15 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э16 | www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка | |||
Э17 | www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме. Работа с учебниками и научной литературой При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего. При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа. Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем. Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались. Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента. Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения. Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым). Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи». |