МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения
подготовка студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Ок-8 способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности
теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС
возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения
правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности
анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; методы защиты населения при ЧС
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
принимать решения по целесообразным действиям в ЧС
распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах
обеспечивать безопасность жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности и защите окружающей среды
оказывать первую помощь пострадавшим
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС
приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях
способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях
приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС
понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности
навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и среда обитания
1.1. Предмет и задачи БЖД. Нормативно-правовая база БЖД Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д.по теме "Человек и среда обитания" Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
1.5. Выполнение индивидуальных заданий по теме "Расчет рисков и управление риском" Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
1.6. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций и причины их возникновения Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Чрезвычайные ситуации экологического характера Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Чрезвычайные ситуации природного происхождения Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Биологические безопасности и защита от них Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Сравнительный анализ экологической безопасности на примере разных стран Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
2.9. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
2.10. Выполнение индивидуальных заданий: творческое задание "Экологическая безопасность" Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
2.11. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Безопасность деятельности в ЧС и в условиях производства
3.1. Защита населения в ЧС. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Гражданская оборона. Средства индивидуальной и коллективной защиты Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Первая доврачебная медицинская помощь Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Опасные производственные факторы. Промышленная безопасность Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
3.5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Физиология труда Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Информационная безопасность, ее сущность и содержание Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
3.7. Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
3.8. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
3.9. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
3.10. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова, И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208696
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 11-е изд. - Ростов-н/Д : Феникс, 2014. - 448 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-222-22237-9 [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593
Э2 Безопасность жизнедеятельности, автор Е.П. Харнутова portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Для допуска к зачету необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Оценка – «зачтено/незачтено».