МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы защиты педосферы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1_2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Системы защиты педосферы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами знаний о современных методах и средствах защиты литосферы, о системах защиты и основных принципах их выбора и применения с учѐтом мировых тенденций в области экологической и промышленной безопасности;
-подготовка специалистов к участию в проведении научно  исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и литосферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов, негативно, действующие на педосферу; теоретические принципы и закономерности, лежащие в основе методов и средств защиты педосферы; принципы работы и эксплуатации, а также конструктивные особенности аппаратов обработки осадков сточных вод, твердых отходов, технологии обезвреживания и захоронения отходов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в современных процессах и техническом обеспечении защиты педосферы; осуществлять правильный выбор и использование соответствующих технических средств применительно к решению конкретных задач защиты педосферы; анализировать, выбирать, разрабатывать аппараты защиты педосферы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками разработки систем защиты педосферы от воздействия технологических процессов, производств, транспортных средств; методикой расчета основных аппаратов защиты литосферы; методиками расчета эффективности процессов и аппаратов защиты человека и окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Системы защиты педосферы
1.1. Системы защиты педосферы Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Определение кислотности почв Лабораторные 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Классификация и характеристика твердых отходов
2.1. Классификация и характеристика твердых отходов Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Морфологический анализ существующих технологий комплексного использования и обезвреживания твердых отходов производства и потребления Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Отделение и утилизация твердых отходов. Методы отделения твердой фазы Лабораторные 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Коллоквиум 1:Составные части литосферы и источники воздействия на них Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Технологические процессы обезвреживания твердых отходов
3.1. Технологические процессы обезвреживания твердых отходов Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Технологические схемы грохочения, гранулирования, сепарации Лекции 7 0 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Технологические процессы обезвреживания твердых отходов Лабораторные 7 6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Расчет процессов дробления.Расчет процессов компактирования Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Способы переработки твердых отходов
4.1. Технологические процессы переработки наиболее характерных твердых отходов основных производств Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов. Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Определение содержания тяжелых металлов в почве селитебной зоны и в зоне влияния промышленных предприятий Лабораторные 7 6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Расчет границ санитарно-защитной зоны. Лабораторные 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.5. Расчет гравитационного обогащения.Расчет магнитного и электрического обогащения. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.6. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Переработка и утилизация твердых отходов
5.1. Организация обезвреживания и захоронения ТПО. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Санитарно-защитная зона полигона, контроль за состоянием окружающей среды Лекции 7 0 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.3. Организация обезвреживания и захоронения ТПО. Лабораторные 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.4. Коллоквиум 2:Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Коллоквиум 1:
1. Составные части литосферы и источники воздействия на них и вызываемые при этом изменения.
2. Морфологический анализ существующих технологий комплексного использования и обезвреживания твердых отходов производства и потребления.
3. Складирование и захоронение промышленных отходов на свалках и полигонах твердых бытовых отходов.
4. Отходы черной металлургии и обработки металлов, методы их переработки.
5. Отходы лакокрасочных материалов и пластмасс.

Коллоквиум 2:
1. Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов.
2. Методы полевого компостирования твердых бытовых отходов.
3. Технология рекультивации территории закрытых полигонов.
4. Метод «пиролиз-газификация» с использованием обогащенного кислородом дутья.
5. Санитарно-защитная зона полигона, контроль за состоянием окружающей среды.

Перечень тем практических занятий:
1. Расчет процессов дробления.
2. Расчет процессов компактирования.
3. Расчет гравитационного обогащения.
4. Расчет магнитного и электрического обогащения.

Вопросы к зачету:
1. Классификация отходов.
2.Основные методы переработки и утилизации отходов.
3.Процессы характерные для обработки осадков сточных вод.
4.Стадии обработки осадков сточных вод.
5. Аппараты для анаэробной трансформации осадков сточных вод.
6. Аппараты для механической обработки осадков сточных вод.
7. Аппараты для термической обработки осадков сточных вод.
8. Методы переработки крупногабаритных отходов.
9.Машины для измельчения отходов.
10 Машины для прессования и компактирования отходов.
11.Обогащение твердых отходов.
12. Аппараты для сжигания твердых отходов.
13.Методы переработки ТБО.
14. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов.
15. Особенности работы с токсичными отходами.
16. Особенности работы с радиоактивными отходами.
17. Полигоны для захоронения и обезвреживания токсичных отходов.
18.Заводские технологии, которые применяются при переработке и утилизации отходов.
19. Федеральное законодательство и охрана литосферы.
20. Нормирование качества почвенных ресурсов.
21.Источники загрязнения почв различными отраслями промышленности.
22 Источники радиации, созданные человеком. Адсорбция радионуклидов частицами почвы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Пестициды, галогенсодержащие углеводороды, нефть в почве.
2. Радионуклиды в почвах. Естественные источники радиации.
3. Влияние кислотных дождей на объекты литосферы.
4. Источники радиации, созданные человеком.
5. Адсорбция радионуклидов частицами почвы.
6. Источники загрязнения почв в различных отраслях промышленности.
7. Федеральное законодательство и охрана литосферы. Нормирование качества почвенных ресурсов.
8. Прессование и компактирование отходов.
9. Обогащение твердых отходов.
10. Гравитационное, магнитное, электрическое обогащение.
11. Переработка и сжигание мусора (на примере своего региона или города).
12. Обезвреживание и захоронение отходов (на примере своего региона или города).
13. Переработка и утилизация отходов по полной заводской технологии.
14. Обработка и утилизация промышленных отходов и загрязнений на специализированных полигонах.
15. Технология сбора, удаления и складирования твердых бытовых отходов.
16. Охрана окружающей среды при эксплуатации установок сжигания твердых бытовых отходов.
17. Отходы химической переработки древесины.
18. Некоторые наиболее распространенные промышленные отходы добычи и обогащения полезных ископаемых и типичные методы их переработки.
19. Топливные отходы угледобычи, нефтеотходы и методы их переработки.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приклепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Сотникова, В. П. Дмитренко, В. С. Сотников Теоретические основы процессов защиты среды обитания: СПб.: Издательство «Лань», 2014 www.ozon.ru/context/detail/id/30792063/
Л1.2 Е.И. Почекаева Безопасность окружающей среды и здоровье населения: Ростов-н/Д : Феникс, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Плошкин, В.В. Безопасность жизнедеятельности: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271548
Л2.2 А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов Экология техносферы : Н. Новгород : ННГАСУ, 2013 /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Фирсов, А.И. Экология техносферы : учебное пособие / А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов ; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». - Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. - 95 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
Э2 Почекаева, Е.И. Безопасность окружающей среды и здоровье населения : учебное пособие / Е.И. Почекаева, Т.В. Попова. - Ростов-н/Д : Феникс, 2013. - 448 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271507
Э3 Куликов, Я.К. Агроэкология : учебное пособие / Я.К. Куликов. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 320 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136236
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
http://www.kge.msu.ru Библиотека химической литературы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для допуска к зачету необходимо не менее четырех ответов на вопросы семинарских занятий, выполнение всех лабораторных работ и их защита, а также решение 10 расчетных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем. Оценка – «зачтено/незачтено». При подготовке к семинарским занятиям необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций, а также ЭУМК «Системы защиты педосферы», включающим теоретический материал. Кроме того, в ЭУМК приведены темы и вопросы семинарский занятий, темы рефератов. Вопросы по подготовке к семинарскому занятию, решению задач и написанию рефератов могут быть заданы на форуме указанного ЭУМК.
Вопросы по подготовке к семинарскому занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий, либо неудовлетворительной оценки за коллоквиум. Тема реферата выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели.
Зачет проводится по биллетам. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 50 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 25 баллов, за решение задачи 50 баллов. Перевод баллов в оценку: 50-100 баллов – «зачтено», 0-49 баллов – «не зачтено».
Тестирование проводится с помощью письменно. На тестирование отводится 40 - 45 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 250 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 4 балла. Перевод баллов в оценку: 52-100 баллов – «зачтено», 0-48 баллов – «незачтено».