Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 18 | 18 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 54 | 54 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 54 | 54 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 135 | 135 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | подготовка высококвалифицированных музыкантов, обладающих историческим мышлением, ориентирующихся в многообразии русской музыкальной культуры и понимающих закономерности ее развития, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05 |
ОПК-5 | готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | периоды развития музыкальной культуры этапы эволюции художественных стилей композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Музыка языческой Руси и Средневековья. | ||||||
1.1. | Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.2 |
1.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Влияние Византии на древнерусскую культуру". | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
1.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Церковная и светская музыка русского Средневековья". Прослушивание музыкальных произведений Средних веков. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
1.4. | Музыкальная культура русского Средневековья. | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Русская музыка XVII-XVIII веков. | ||||||
2.1. | Русская музыкальная культура второй половины XVII века. Церковная и светская музыка эпохи | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
2.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Развитие первого придворного музыкального театра", "Церковный раскол и его роль в развитии русской музыкальной культуры", "Основные черты канта и партесного концерта". Прослушивание музыкальных произведений XVII века. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
2.3. | Русская музыкальная культура XVIII века: периодизация и характеристика этапов. Жанр духовного концерта. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
2.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Хоровой концерт в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского".Прослушивание и анализ концертов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ композиции опер: "Несчастье от кареты", "Как проживешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербургский гостиный двор", "Скупой" В. Пашкевича, "Ямщики на подставе", "Орфей" Е. Фомина, "Сокол", "Сын-соперник или Новая Стратоника" Д. Бортнянского. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
2.6. | Русская опера XVIII века. Оперное творчество В. Пашкевича, Е. Фомина, Д. Бортнянского. | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Романсы русских композиторов XVIII-XIX вв". Прослушивание и анализ романсов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
2.8. | Камерно-вокальное и инструментальное творчество русских композиторов конца XVIII – начала XIX в. | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 3. Русская музыка XIX века. | ||||||
3.1. | Русская музыкальная культура первой половины XIX века: характеристика периода. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры начала XIX века". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Оперное и симфоническое творчество М. И. Глинки" ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Камаринская", "Вальс-фантазия", Испанские увертюры), "Камерно-вокальное творчество М. И. Глинки". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм М. И. Глинки. | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.4. | Формирование нового музыкального театра и идеала отечественной оперы в творчестве М.И.Глинки (патриотической и эпической ).Симфонизм М. И. Глинки. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.5. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-вокальное и оперное творчество А. С. Даргомыжского" (романсы, "Русалка", "Каменный гость". Прослушивание музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм А. С. Даргомыжского. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | А.С.Даргомыжский — основоположник русской лирико – бытовой музыкальной драмы («Русалка»). | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Русская музыкальная культура второй половины XIX века: общие тенденции, эстетические и творческие проблемы. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.8. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Деятельность А. Н. Серова, В. В. Стасова, А. Г. Рубинштейна, Н. Г. Рубинштейна и их вклад в развитие русской музыкальной культуры". | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.9. | Содружество "Могучая кучка". Эстетические взгляды кучкистов. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.10. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество М. П. Мусоргского". Прослушивание опер М. П. Мусоргского "Борис Годунов", "Хованщина". Подготовка к музыкальной викторине по операм М. П. Мусоргского. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.11. | Историческая опера второй половины XIX века. Народные музыкальные драмы М. П. Мусоргского. | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.12. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество А. П. Бородина". Прослушивание оперы "Князь Игорь".Подготовка к викторине по опере. | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.13. | Эпическая оперная драматургия А. П. Бородина (опера "Князь Игорь"). | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.14. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Н. А. Римского-Корсакова". Прослушивание и анализ опер "Снегурочка", "Царская невеста", "Садко", "Золотой петушок", "Сказание о невидимом граде Китеже". Подготовка к музыкальной викторине по операм. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.15. | Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок"). | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.16. | Эстетика симфонического, оперного и балетного творчество П. И. Чайковского. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.17. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Творчество П. И. Чайковского". Прослушивание опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта".Подготовка к музыкльной викторине по операм Чайковского. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.18. | Оперное творчество П. И. Чайковского: жанровое разнообразие, соотношение драматического и музыкального начал. | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.19. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского. Подготовка к музыкальной викторине по симфонической музыке композиторов "Могучей кучки". | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.20. | Симфонические жанры в русской музыке второй половины XIX века. Программный симфонизм «кучкистов». | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2 |
3.21. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений П. И. Чайковского: Симфонии №1, №4, №5, №6, увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини, "1812 год". Подготовка к музыкальной викторине по симфоническим произведениям П. И. Чайковского. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
3.22. | Истоки и основные принципы симфонизма П. И. Чайковского. Симфония-драма в творчестве П.И. Чайковского. | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
Раздел 4. Раздел 4.Русская музыка рубежа XIX – XX веков. | ||||||
4.1. | Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Творчество композиторов-авангардистов начала века". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.3. | Авангард в русской музыке начала века: Н. Рословец, ранний С.Прокофьев, М. Матюшин, А.Лурье, Н. Обухова и др. Новое направление в русской духовной музыке(А.Кастальский, П.Чесноков, А.Гречанинов, С.Смоленский). | Практические | 5 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2 |
4.4. | Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества А.К. Глазунова и С.И. Танеева. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2 |
4.5. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество А. К. Глазунова", "Творчество С. И. Танеева". Прослушивание и анализ симфонических произведений композиторов:Симфония № 5 А. К. Глазунова,Симфония № 4 С. И. Танеева.Подготовка к викторине по симфоническому творчеству А. К. Глазунова и С. И. Танеева. | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.6. | Русский симфонизм рубежа веков: жанровые черты - тип тематизма, драматургия симфонического цикла. Симфонии А. Глазунова и С. Танеева. | Практические | 5 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2 |
4.7. | Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество А. Скрябина и С. Рахманинова. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2 |
4.8. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество А. Н. Скрябина", "Творчество С. В.Рахманинова". Прослушивание симфонических произведений композиторов: Симфония № 3 c-moll («Божественная поэма»), «Поэма экстаза», "Прометей" А. Н. Скрябина;Симфония № 3 С. В. Рахманинова.Подготовка к музыкальной викторине по симфоническим произведениям А. А. Скрябина и С. В. Рахманинова. | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.9. | Симфоническое творчество А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова: жанровое своеобразие, стилевые особенности, новаторство в области музыкального языка. | Практические | 5 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.10. | Симфоническое творчество А. К. Лядова. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
4.11. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений А. К. Лядова: "8 русских народных песен", "Баба Яга", "Кикимора", "Волшебное озеро".Подготовка к викторине по симфоническим произведениям А. К. Лядова. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
4.12. | Вокальные жанры в творчестве композиторов на рубеже веков. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.13. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ вокальных произведений рубежного периода. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.14. | Развитие традиций вокальной лирики: жанровая классификация и формы соотношения слова и музыки. | Практические | 5 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.15. | Камерная опера рубежа веков. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3 |
4.16. | Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.17. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ фортепианных миниатюр А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера.Подготовка к музыкальной викторине. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.18. | Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. Лядова, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера - Особенности формы, продолжение традиций и новаторство. | Практические | 5 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
4.19. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-инструментальное творчество русских композиторов рубежа веков". Прослушивание произведений С. В. Рахманинова, А. С. Аренского,А. К. Глазунова, С. И. Танеева. | Сам. работа | 5 | 3 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
4.20. | Жанры камерно-инструментальной музыки в творчестве отечественных композиторов рубежа веков. | Практические | 5 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Отечественная музыка первой половины XX века | ||||||
5.1. | Творчество И. Ф. Стравинского. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
5.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Драматургия балетов И. Ф. Стравинского". Прослушивание и анализ балетов "Петрушка" и "Весна Священная". Подготовка к музыкальной викторине по балетам И. Ф. Стравинского. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
5.3. | Музыкальный театр И. Ф. Стравинского. | Практические | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
5.4. | Основные этапы развития советской музыкальной культуры. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.5. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Н. Я. Мясковского".Прослушивание и анализ симфоний композитора. Подготовка к музыкальной викторине по симфониям Н. Я. Мясковского. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.6. | Симфония в творчестве Н. Я. Мясковского.Симфонии №№ 5,6,21. | Практические | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.7. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество С. С. Прокофьева". Прослушивание и анализ симфоний №5, №7 Прокофьева.Подготовка к музыкальной викторине по симфониям С. С. Прокофьева. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.8. | Симфоническое творчество С. С. Прокофьева. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.9. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем "Фортепианное творчество С. С. Прокофьева", "Оперное творчество С. С. Прокофьева". Прослушивание и анализ произведений: Концерт для фортепиано с оркестром № 5, сонаты, оперы "Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Война и мир".Подготовка к музыкальной викторине по операм С. С. Прокофьева. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
5.10. | Музыкальный театр С. С. Прокофьева | Практические | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.11. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Д. Д. Шостаковича. Прослушивание и анализ музыкальных произведений композитора. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
5.12. | Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.13. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфоний Д. Д. Шостаковича.Подготовка к музыкальной викторине по симфоническому творчеству Д. Д. Шостаковича. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.14. | Программный симфонизм в творчестве Д. Д. Шостаковича. Симфонии №№ 3, 5, 7, 11, 14, 15. | Практические | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.15. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ опер Д. Д. Шостаковича: "Нос", "Катерина Измайлова". Подготовка к музыкальной викторине по операм Д. Д. Шостаковича. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
5.16. | Оперное творчество Д. Д. Шостаковича. Особенности драматургии опер "Катерина Измайлова", "Нос". | Практические | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
5.17. | Кантатно-ораториальные жанры в отечественной музыке XX века. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.18. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ музыкальных произведений кантатно-ораториальных жанров XX века.Изучение тем: "Особенности драматургии кантаты С. С. Прокофьева "Александр Невский"", "Трактовка жанра в симфонии-действе В.А. Гаврилина "Перезвоны"". | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.19. | Обзор творчества Г. В. Свиридова и Р. К. Щедрина. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.20. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Г. В. Свиридова ("Поэма памяти С. Есенина") и Р.К. Щедрина (балет "Конек-Горбунок, опера "Мертвые души"). | Сам. работа | 6 | 3 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
5.21. | Музыкальный театр Р. К. Щедрина: оперы и балеты. | Практические | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
5.22. | Новая фольклорная волна: творчество В. А. Гаврилина и Б.И. Тищенко. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
5.23. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ музыкальных произведений В. А. Гаврилина (балет "Анюта") и Б. И. Тищенко (балет "Ярославна). | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.24. | Камерно-инструментальные жанры в отечественной музыке XX века. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лозинская В. П. | Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: Научные монографии | Сибирский федеральный университет, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Браудо Е.М. | ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Скребков С. С. | ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ. ХОРОВАЯ МУЗЫКА XVII - НАЧАЛА XVIII ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Банникова И. И. | История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ширяева О.Ф. | Жанр симфонической картины в творчестве отечественных композиторов: учебное пособие по дисциплине «История отечественной музыки» : учебное пособие: Учебное пособие для Вузов | ЧГИК, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Демченко А. И. | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л3.2 | Левашева Е.М. | История русской музыки: в 10 т. Т.10В. 1890-1917. Кн.2.: Учебное пособие | Языки славянских культур, 2011 | biblioclub.ru |
Л3.3 | Левашева Е.М. | История русской музыки : в 10 т. Т.10В.1890—1917. Кн. 1. : Учебное пособие | Языки славянских культур, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека "Киберленинка" | cyberleninka.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека "Твирпикс" | www.twirpx.com | ||
Э3 | Нотный архив Бориса Тараканова | notes.tarakanov.net | ||
Э4 | Библиотека по музыковедению | www.library.musicfancy.net | ||
Э5 | Курс в Moodle "История музыки (отечественной)" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: • изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; • аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства; • подготовку сообщений и докладов по темам курса; • прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах: • соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, техническими революциями, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства; • уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.); • роль личности (композитора) в «музыкальной» истории; • уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации; • критерии периодизации музыкально-исторического процесса. При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка. Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами. При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению. |