МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыки (отечественной)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-3-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 135
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 18 18 54 54
Практические 18 18 18 18 18 18 54 54
Сам. работа 45 45 45 45 45 45 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 108 108 108 108 324 324

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История музыки (отечественной)

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных музыкантов, обладающих историческим мышлением, ориентирующихся в многообразии русской музыкальной культуры и понимающих закономерности ее развития, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Музыка языческой Руси и Средневековья.
1.1. Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.2
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Влияние Византии на древнерусскую культуру". Сам. работа 4 1 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
1.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Церковная и светская музыка русского Средневековья". Прослушивание музыкальных произведений Средних веков. Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
1.4. Музыкальная культура русского Средневековья. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 2. Раздел 2. Русская музыка XVII-XVIII веков.
2.1. Русская музыкальная культура второй половины XVII века. Церковная и светская музыка эпохи Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Развитие первого придворного музыкального театра", "Церковный раскол и его роль в развитии русской музыкальной культуры", "Основные черты канта и партесного концерта". Прослушивание музыкальных произведений XVII века. Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.3. Русская музыкальная культура XVIII века: периодизация и характеристика этапов. Жанр духовного концерта. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Хоровой концерт в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского".Прослушивание и анализ концертов. Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ композиции опер: "Несчастье от кареты", "Как проживешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербургский гостиный двор", "Скупой" В. Пашкевича, "Ямщики на подставе", "Орфей" Е. Фомина, "Сокол", "Сын-соперник или Новая Стратоника" Д. Бортнянского. Сам. работа 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.6. Русская опера XVIII века. Оперное творчество В. Пашкевича, Е. Фомина, Д. Бортнянского. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Романсы русских композиторов XVIII-XIX вв". Прослушивание и анализ романсов. Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.8. Камерно-вокальное и инструментальное творчество русских композиторов конца XVIII – начала XIX в. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 3. Русская музыка XIX века.
3.1. Русская музыкальная культура первой половины XIX века: характеристика периода. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры начала XIX века". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме. Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Оперное и симфоническое творчество М. И. Глинки" ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Камаринская", "Вальс-фантазия", Испанские увертюры), "Камерно-вокальное творчество М. И. Глинки". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм М. И. Глинки. Сам. работа 4 3 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.4. Формирование нового музыкального театра и идеала отечественной оперы в творчестве М.И.Глинки (патриотической и эпической ).Симфонизм М. И. Глинки. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-вокальное и оперное творчество А. С. Даргомыжского" (романсы, "Русалка", "Каменный гость". Прослушивание музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм А. С. Даргомыжского. Сам. работа 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.6. А.С.Даргомыжский — основоположник русской лирико – бытовой музыкальной драмы («Русалка»). Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века: общие тенденции, эстетические и творческие проблемы. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Деятельность А. Н. Серова, В. В. Стасова, А. Г. Рубинштейна, Н. Г. Рубинштейна и их вклад в развитие русской музыкальной культуры". Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.9. Содружество "Могучая кучка". Эстетические взгляды кучкистов. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество М. П. Мусоргского". Прослушивание опер М. П. Мусоргского "Борис Годунов", "Хованщина". Подготовка к музыкальной викторине по операм М. П. Мусоргского. Сам. работа 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.11. Историческая опера второй половины XIX века. Народные музыкальные драмы М. П. Мусоргского. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество А. П. Бородина". Прослушивание оперы "Князь Игорь".Подготовка к викторине по опере. Сам. работа 4 3 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.13. Эпическая оперная драматургия А. П. Бородина (опера "Князь Игорь"). Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.14. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Н. А. Римского-Корсакова". Прослушивание и анализ опер "Снегурочка", "Царская невеста", "Садко", "Золотой петушок", "Сказание о невидимом граде Китеже". Подготовка к музыкальной викторине по операм. Сам. работа 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.15. Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок"). Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.16. Эстетика симфонического, оперного и балетного творчество П. И. Чайковского. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.17. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Творчество П. И. Чайковского". Прослушивание опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта".Подготовка к музыкльной викторине по операм Чайковского. Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.18. Оперное творчество П. И. Чайковского: жанровое разнообразие, соотношение драматического и музыкального начал. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.19. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского. Подготовка к музыкальной викторине по симфонической музыке композиторов "Могучей кучки". Сам. работа 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.20. Симфонические жанры в русской музыке второй половины XIX века. Программный симфонизм «кучкистов». Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2
3.21. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений П. И. Чайковского: Симфонии №1, №4, №5, №6, увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини, "1812 год". Подготовка к музыкальной викторине по симфоническим произведениям П. И. Чайковского. Сам. работа 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.22. Истоки и основные принципы симфонизма П. И. Чайковского. Симфония-драма в творчестве П.И. Чайковского. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 4. Раздел 4.Русская музыка рубежа XIX – XX веков.
4.1. Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Творчество композиторов-авангардистов начала века". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме. Сам. работа 5 6 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.3. Авангард в русской музыке начала века: Н. Рословец, ранний С.Прокофьев, М. Матюшин, А.Лурье, Н. Обухова и др. Новое направление в русской духовной музыке(А.Кастальский, П.Чесноков, А.Гречанинов, С.Смоленский). Практические 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.4. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества А.К. Глазунова и С.И. Танеева. Лекции 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество А. К. Глазунова", "Творчество С. И. Танеева". Прослушивание и анализ симфонических произведений композиторов:Симфония № 5 А. К. Глазунова,Симфония № 4 С. И. Танеева.Подготовка к викторине по симфоническому творчеству А. К. Глазунова и С. И. Танеева. Сам. работа 5 10 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.6. Русский симфонизм рубежа веков: жанровые черты - тип тематизма, драматургия симфонического цикла. Симфонии А. Глазунова и С. Танеева. Практические 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.7. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество А. Скрябина и С. Рахманинова. Лекции 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество А. Н. Скрябина", "Творчество С. В.Рахманинова". Прослушивание симфонических произведений композиторов: Симфония № 3 c-moll («Божественная поэма»), «Поэма экстаза», "Прометей" А. Н. Скрябина;Симфония № 3 С. В. Рахманинова.Подготовка к музыкальной викторине по симфоническим произведениям А. А. Скрябина и С. В. Рахманинова. Сам. работа 5 10 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.9. Симфоническое творчество А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова: жанровое своеобразие, стилевые особенности, новаторство в области музыкального языка. Практические 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.10. Симфоническое творчество А. К. Лядова. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
4.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений А. К. Лядова: "8 русских народных песен", "Баба Яга", "Кикимора", "Волшебное озеро".Подготовка к викторине по симфоническим произведениям А. К. Лядова. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
4.12. Вокальные жанры в творчестве композиторов на рубеже веков. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.13. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ вокальных произведений рубежного периода. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.14. Развитие традиций вокальной лирики: жанровая классификация и формы соотношения слова и музыки. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.15. Камерная опера рубежа веков. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3
4.16. Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.17. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ фортепианных миниатюр А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера.Подготовка к музыкальной викторине. Сам. работа 5 8 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.18. Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. Лядова, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера - Особенности формы, продолжение традиций и новаторство. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.19. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-инструментальное творчество русских композиторов рубежа веков". Прослушивание произведений С. В. Рахманинова, А. С. Аренского,А. К. Глазунова, С. И. Танеева. Сам. работа 5 3 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
4.20. Жанры камерно-инструментальной музыки в творчестве отечественных композиторов рубежа веков. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Отечественная музыка первой половины XX века
5.1. Творчество И. Ф. Стравинского. Лекции 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2
5.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Драматургия балетов И. Ф. Стравинского". Прослушивание и анализ балетов "Петрушка" и "Весна Священная". Подготовка к музыкальной викторине по балетам И. Ф. Стравинского. Сам. работа 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2
5.3. Музыкальный театр И. Ф. Стравинского. Практические 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2
5.4. Основные этапы развития советской музыкальной культуры. Лекции 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Н. Я. Мясковского".Прослушивание и анализ симфоний композитора. Подготовка к музыкальной викторине по симфониям Н. Я. Мясковского. Сам. работа 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.6. Симфония в творчестве Н. Я. Мясковского.Симфонии №№ 5,6,21. Практические 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество С. С. Прокофьева". Прослушивание и анализ симфоний №5, №7 Прокофьева.Подготовка к музыкальной викторине по симфониям С. С. Прокофьева. Сам. работа 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.8. Симфоническое творчество С. С. Прокофьева. Лекции 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.9. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем "Фортепианное творчество С. С. Прокофьева", "Оперное творчество С. С. Прокофьева". Прослушивание и анализ произведений: Концерт для фортепиано с оркестром № 5, сонаты, оперы "Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Война и мир".Подготовка к музыкальной викторине по операм С. С. Прокофьева. Сам. работа 6 8 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.10. Музыкальный театр С. С. Прокофьева Практические 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Д. Д. Шостаковича. Прослушивание и анализ музыкальных произведений композитора. Сам. работа 6 6 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.12. Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича. Лекции 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.13. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфоний Д. Д. Шостаковича.Подготовка к музыкальной викторине по симфоническому творчеству Д. Д. Шостаковича. Сам. работа 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.14. Программный симфонизм в творчестве Д. Д. Шостаковича. Симфонии №№ 3, 5, 7, 11, 14, 15. Практические 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.15. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ опер Д. Д. Шостаковича: "Нос", "Катерина Измайлова". Подготовка к музыкальной викторине по операм Д. Д. Шостаковича. Сам. работа 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.16. Оперное творчество Д. Д. Шостаковича. Особенности драматургии опер "Катерина Измайлова", "Нос". Практические 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.17. Кантатно-ораториальные жанры в отечественной музыке XX века. Лекции 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.18. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ музыкальных произведений кантатно-ораториальных жанров XX века.Изучение тем: "Особенности драматургии кантаты С. С. Прокофьева "Александр Невский"", "Трактовка жанра в симфонии-действе В.А. Гаврилина "Перезвоны"". Сам. работа 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.19. Обзор творчества Г. В. Свиридова и Р. К. Щедрина. Лекции 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.20. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Г. В. Свиридова ("Поэма памяти С. Есенина") и Р.К. Щедрина (балет "Конек-Горбунок, опера "Мертвые души"). Сам. работа 6 3 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.21. Музыкальный театр Р. К. Щедрина: оперы и балеты. Практические 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.22. Новая фольклорная волна: творчество В. А. Гаврилина и Б.И. Тищенко. Лекции 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.23. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ музыкальных произведений В. А. Гаврилина (балет "Анюта") и Б. И. Тищенко (балет "Ярославна). Сам. работа 6 4 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.24. Камерно-инструментальные жанры в отечественной музыке XX века. Лекции 6 2 ОПК-5 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лозинская В. П. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Браудо Е.М. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Скребков С. С. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ. ХОРОВАЯ МУЗЫКА XVII - НАЧАЛА XVIII ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Банникова И. И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ширяева О.Ф. Жанр симфонической картины в творчестве отечественных композиторов: учебное пособие по дисциплине «История отечественной музыки» : учебное пособие: Учебное пособие для Вузов ЧГИК, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Левашева Е.М. История русской музыки: в 10 т. Т.10В. 1890-1917. Кн.2.: Учебное пособие Языки славянских культур, 2011 biblioclub.ru
Л3.3 Левашева Е.М. История русской музыки : в 10 т. Т.10В.1890—1917. Кн. 1. : Учебное пособие Языки славянских культур, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э2 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
Э3 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э4 Библиотека по музыковедению www.library.musicfancy.net
Э5 Курс в Moodle "История музыки (отечественной)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах:
• соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, техническими революциями, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства;
• уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.);
• роль личности (композитора) в «музыкальной» истории;
• уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации;
• критерии периодизации музыкально-исторического процесса.
При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению.