Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой к.п.н. профессор, Шашкова Я.Ю.
1.1. | формирование системы знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по моделированию социальных процессов; развитие навыков применения технологии моделирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладение практикой использования полученных знаний и навыков при разработке моделей социальных процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - методологию моделирования социальных процессов, ее связь с другими понятиями, отражающими будущее, а так же со смысложизнеными понятиями; - структуру проектировочной деятельности, ее цели, средства, нормативную базу, результаты; - методы, технологии, виды и функции прогнозирования, моделирования, проектирования; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить исследовательско-аналитическую деятельность по проблемам социально-политического процесса, с целью разработки программ и проектов; - разрабатывать и строить прогнозы, проводить диагностику; - составлять планы деятельности по проекту; - осуществлять презентацию проекта; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками организации исследования в предметном поле прогностики и проектирования; - навыками использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации по социально-политическим проблемам. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Моделирование социально-политических процессов | ||||||
1.1. | Сущность моделирования. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Сущность моделирования. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 |
1.5. | Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Процесс моделирования: основные этапы и стадии | ||||||
2.1. | Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 |
2.3. | Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели - разработка модели - оценка модели - пути и средства апробации модели. | Практические | 5 | 0 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели - разработка модели - оценка модели - пути и средства апробации модели. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Алгоритмы и технологии моделирования (на конкретных примерах) | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Технологические основы разработки социально-политических моделей. Социально-политическое проектирование | ||||||
3.1. | Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Технология разработки проекта (подходы В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой и В. А. Лукова). Текстовое оформление проекта | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Сущность социальной экспертизы, ее предмет, цель и функции. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Применение социальной диагностики и социального прогнозирования при оценке жизнеспособности проекта | ||||||
4.1. | Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
4.2. | Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
4.3. | Цели и задачи социальной экспертизы, ее место в системе работы по социальному проектированию. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
4.4. | Экспертные оценки в социальном прогнозировании и проектировании. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Советов Б.Я., Яковлев С.А. | Моделирование систем. Практикум: Учебное пособие | М.: ЮРАЙТ // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2012 | |
Л1.2 | Сафронова В.М. | Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Попова О.В. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов | М. : Аспект Пресс, 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104404 |
Л2.2 | Ахременко А.С. | Политический анализ и прогнозирование : Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | А. С. Шапкин, В. А. Шапкин | Теория риска и моделирование рисковых ситуаций : учебник | Москва : Дашков и К,, 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Приоритетные национальные проекты http://www.rost.ru/ | |||
Э2 | Futura - футурология, прогнозирование, сценарии будущего http://www.futura.ru/ Прогнозы и прогнозирование http://prognoz.org/ | |||
Э3 | Социальное проектирование. Эффективные инструменты реализации http://www.socialproject.ru/socialproj/theory.php | |||
Э4 | Виртуальный ресурсный центр http://www.trainet.org | |||
Э5 | Ресурсы интеллектуальной информации РИНТИ http://www.rinti.ru/grants/ | |||
Э6 | Информационная система "Наука и Инновации» http://www.rsci.ru/grants.html | |||
Э7 | Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов http://www.fandraizing.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс направлен на изучение особенности моделирования, его роли в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов. Аудиторные занятия со студентами по курсу проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о технологиях и методах анализа политических процессов и явлений, моделировании и прогнозировании, рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |