МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование социальных процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 56
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Казанцев Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Опекун О.С.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование социальных процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н. профессор, Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой к.п.н. профессор, Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по моделированию социальных процессов; развитие навыков применения технологии моделирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладение практикой использования полученных знаний и навыков при разработке моделей социальных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методологию моделирования социальных процессов, ее связь с другими понятиями, отражающими будущее, а так же со смысложизнеными понятиями;
- структуру проектировочной деятельности, ее цели, средства, нормативную базу, результаты;
- методы, технологии, виды и функции прогнозирования, моделирования, проектирования;
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить исследовательско-аналитическую деятельность по проблемам социально-политического процесса, с целью разработки программ и проектов;
- разрабатывать и строить прогнозы, проводить диагностику;
- составлять планы деятельности по проекту;
- осуществлять презентацию проекта;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками организации исследования в предметном поле прогностики и проектирования;
- навыками использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации по социально-политическим проблемам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Моделирование социально-политических процессов
1.1. Сущность моделирования. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1
1.2. Сущность моделирования. Сам. работа 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.3. Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические Лекции 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.4. Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.5. Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1
1.6. Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1
1.7. Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Процесс моделирования: основные этапы и стадии
2.1. Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования Сам. работа 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели - разработка модели - оценка модели - пути и средства апробации модели. Практические 5 0 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели - разработка модели - оценка модели - пути и средства апробации модели. Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Алгоритмы и технологии моделирования (на конкретных примерах) Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Технологические основы разработки социально-политических моделей. Социально-политическое проектирование
3.1. Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Технология разработки проекта (подходы В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой и В. А. Лукова). Текстовое оформление проекта Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Сущность социальной экспертизы, ее предмет, цель и функции. Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Применение социальной диагностики и социального прогнозирования при оценке жизнеспособности проекта
4.1. Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
4.2. Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
4.3. Цели и задачи социальной экспертизы, ее место в системе работы по социальному проектированию. Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
4.4. Экспертные оценки в социальном прогнозировании и проектировании. Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Практикум: Учебное пособие М.: ЮРАЙТ // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2012
Л1.2 Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104404
Л2.2 Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 А. С. Шапкин, В. А. Шапкин Теория риска и моделирование рисковых ситуаций : учебник Москва : Дашков и К,, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Приоритетные национальные проекты http://www.rost.ru/
Э2 Futura - футурология, прогнозирование, сценарии будущего http://www.futura.ru/ Прогнозы и прогнозирование http://prognoz.org/
Э3 Социальное проектирование. Эффективные инструменты реализации http://www.socialproject.ru/socialproj/theory.php
Э4 Виртуальный ресурсный центр http://www.trainet.org
Э5 Ресурсы интеллектуальной информации РИНТИ http://www.rinti.ru/grants/
Э6 Информационная система "Наука и Инновации» http://www.rsci.ru/grants.html
Э7 Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов http://www.fandraizing.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на изучение особенности моделирования, его роли в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов.
Аудиторные занятия со студентами по курсу проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о технологиях и методах анализа политических процессов и явлений, моделировании и прогнозировании, рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.