МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки04.03.01. Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.иск., доц., Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Культурология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 210)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности.сформировать понимание места Конституции РФ в жизни российского общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы функционирования профессионального коллектива, понимать роль корпоративных норм и стандартов; о социальных, этнических, конфессиональных и культурных особенностях представителей тех или иных социальных общностей
3.2.Уметь:
3.2.1.работать в коллективе, эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности; работать в коллективе, учитывать социальные, этнические, конфессиональные, культурные особенности представителей различных социальных общностей в процессе профессионального взаимодействия в коллективе, толерантно воспринимать эти различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи и обязанности; в процессе работы в коллективе этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Культурология"
1.1. Культура и культурология в социогуманитарном знании Лекции 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Культура Древнего мира Практические 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Культурология как наука и учебная дисциплина: предмет, цели и задачи, особенности культурологии. Этапы развития культурологического знания. Сам. работа 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Цивилизация и культура. Культура «Осевого времени». Лекции 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Культура эпохи Возрождения Практические 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе: роль и место культурологии в современной системе наук. Взаимосвязи культурологии с другими дисциплинами Сам. работа 4 8 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Основные культурологические концепции XIX века Лекции 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Культура эпохи Возрождения Практические 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Структура культурологи: разделы культурологии: теоретическая, историческая и прикладная культурология, история культурологической мысли Сам. работа 4 9 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Природно-энергетические концепции культуры Лекции 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Культура Нового и Новейшего времени Практические 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Методы культурологических исследований: исторический, компаративный, типологический, структурный, функциональный, феноменологический, семиотический методы. Системный подход Сам. работа 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Основные культурологические концепции и гипотезы XX века Лекции 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Культурные ценности Сам. работа 4 5 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Культурные нормы Сам. работа 4 6 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Типология культур Сам. работа 4 6 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Динамика культуры Сам. работа 4 6 ОК-6 Л1.2, Л1.1
1.18. Культура и личность. Культура и общество Сам. работа 4 6 ОК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Признаки культурного отчуждения в современном обществе.
2. Основные аспекты культурной и межкультурной коммуникации.
3. Формы проявления национальной специфики в сфере культуры.
4. Первобытность как источник материальной культуры человечества.
5. Культурное – социальное – социокультурное: границы категориальных систем.
6. Проблема свободы человека в культуре.
7. Эстетические и этические функции культуры.
8. Роль культуры в решении глобальных проблем человечества.
9. Ценности и антиценности в современном мире
10. Перспективы развития массовой культуры.
11. Поведение человека в культуре.
12. Проблема ответственности человека за развитие культуры.
13. Динамика культуры в характеристике развития культурной системы.
14. Маргинальность в культуре, положительные и отрицательные стороны этого явления.
15. Современное сектантство как проблема культурного отчуждения.
16. Проблема существования всемирной (мировой) культуры.
17. Забота людей о сохранении культурного наследия.
18. Развитие принципов игры в сфере культуры.
19. Влияние культуры на психическое здоровье человека
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Солонин Ю.Н. Культурология: учебник Юрайт, 2017 https://urait.ru/bcode/396789
Л1.2 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иконникова С.Н. Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. : М. : "Согласие", 2015 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/75590 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Соловьева Н.И. Культурология / Соловьева Н. И., Носкова М. И.; АлтГУ, Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин. - Учеб.-метод. электрон. изд. - Славгород, 2012. elibrary.asu.ru
Э2 Садохин А.П. Культурология: теория культуры: учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 365 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400
Э3 Садохин А.П. Культурология: учебное пособие / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 295 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115388
Э4 Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 327 с. biblioclub.ru
Э5 Никитич Л.А. Культурология: учебное пособие / Л.А. Никитич. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 351 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115387
Э6 Курс в Moodle «Культурология ("Социально-гуманитарный модуль")» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/
5. Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.