МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-2-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 243
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 243 243 243 243
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к. иск., доц., Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
д. иск., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Культурология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности,определение роли традиций и культурных различий в современном обществе, освоение методов построения коммуникации с учетом социальных, этнических, конфессиональных, культурных различий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные коммуникативные механизмы профессионального становления
основные механизмы и закономерности функционирования культурных и социокультурных систем современности
основные культурные нормы и их выражение в профессиональной коммуникации;
социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и принципы организации работы коллектива с учетом этих различий
3.2.Уметь:
3.2.1.применять в профессиональной деятельности современные коммуникативные стратегии,
организовывать профессиональную деятельность на основе толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными коммуникативными практиками, в т.ч. культурой речи и культурой делового общения с учетом норм культурной толерантности,
основными стратегиями и практиками повышения своей профессиональной культуры и организации работы коллектива с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Культурология"
1.1. Общие представления о культуре. Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Общие представления о культуре. Практические 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Ключевые научные публикации по проблематике дисциплины Сам. работа 4 16 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Научный статус культурологии Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Научный статус культурологии Практические 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Научный статус культурологии Сам. работа 4 18 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Структура культуры Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Структура культуры Практические 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Структура культуры Сам. работа 4 18 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Функции культуры Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Функции культуры Практические 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Функции культуры Сам. работа 4 20 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Культурные ценности Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Культурные ценности Практические 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Культурные ценности Сам. работа 4 21 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Культурные нормы Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Культурные нормы Сам. работа 4 24 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Типология культур Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Типология культур Сам. работа 4 24 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Динамика культуры Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Динамика культуры Сам. работа 4 24 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.22. Культура и личность. Культура и общество. Роль культурных, этнических, конфессиональных и социальных различий в обществе. Лекции 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Аспекты построения профессиональной коммуникации и работы коллектива на основе культурных, этнических, конфессиональных и социальных различий. Сам. работа 4 24 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Современные западноевропейские культурологические теории Сам. работа 4 27 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Современные отечественные культурологические теории и их связь с практическим опытом Сам. работа 4 27 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.26. Экзамен по дисциплине Экзамен 4 27 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Солонин Ю.Н. Культурология: учебник Юрайт, 2017 https://urait.ru/bcode/396789
Л1.2 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иконникова С.Н. Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodle "Культурология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Социально-психологические аспекты общения в Интернете www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
5. Учебники, монографии по социологии www.socioline.ru/node/842

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
 Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.