Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_ПМиИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Хворова Л.А.
1.1. | Цель: познакомить студентов с основными методами и моделями принятия оптимальных решений, в том числе в системах с многими центрами планирования и реализации действий. Основные задачи: знакомство с основными понятиями математических методов исследования операций, изучение опыта построения и использования математических и имитационных моделей при исследовании реальных экономических задач, обучение навыкам исследования моделей принятия решений, в том числе линейных моделей, сформировать у студентов процессное мышление при анализе прикладных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-1 | Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности |
ПК-1 | способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность, связанную с разработкой математических моделей сложных систем, алгоритмов, методов, программного обеспечения, инструментальных средств в соответствии с профилем профессиональной деятельности с использованием современных достижений науки и техники |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Подходы к формальному описанию систем и основные понятия исследования операций и теории управления. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять в решении прикладных задач: методы линейного программирования; методы построения эмпирических моделей процессов; модели принятия решений с 1 и 2 ЛПР. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Классическими методами исследования операций и информационными технологиями при исследовании математических моделей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Историческая справка: введение в исследование операций. Понятие математической модели, классификация математических моделей. Модели процессов, модели выбора оптимальных решений | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Линейное программирование. Графический и симплекс-метод | Лекции | 4 | 6 | Л1.2 | |
1.3. | Целочисленное линейное программирование. Метод ветвей и границ | Лекции | 4 | 4 | Л1.2 | |
1.4. | Решение антагонистической игры. Чистые и смешанные стратегии в матричных играх | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Биматричные игры. Равновесные стратегии | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Решение задач линейного программирования графическим методом | Практические | 4 | 4 | Л1.2 | |
1.7. | Решение задач линейного программирования симплекс-методом | Практические | 4 | 4 | Л1.2 | |
1.8. | Формализация и технология решения ЗЛП в Excel | Практические | 4 | 4 | Л1.2 | |
1.9. | Метод ветвей и границ в целочисленном программировании | Практические | 4 | 4 | Л1.2 | |
1.10. | Поиск чистых и смешанных стратегий в матричных играх | Практические | 4 | 4 | Л1.1 | |
1.11. | Поиск равновесных стратегий в биматричных играх | Практические | 4 | 4 | Л1.1 | |
1.12. | Работа с лекциями и дополнительной литературой. Примеры моделей с 1, 2 и n ЛПР | Сам. работа | 4 | 66 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. | Математические модели и методы исследования систем управления. Ч.1: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/45 |
Л1.2 | Журавлева В.В. | Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Алгазин Г.И. | Математические модели системного компромисса: монография | Изд-во АГУ, Барнаул, 1999 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; | |||
Э3 | свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org | |||
Э4 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader. Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические индивидуальные задания. Самостоятельная работа: - Поиск ответов на вопросы для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Итоговый контроль: - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекциях, семинарских занятиях, и вопросы для самостоятельной работы. Для более детального изучения используйте рекомендуемую литературу. |