МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Квартетный класс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 162
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6, 7
зачеты: 3
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 19,5 18 19,5 18,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 216 216
Сам. работа 36 36 36 36 36 36 9 9 9 9 36 36 162 162
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27 0 0 54 54
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 432 432

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Квартетный класс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков искусства игры в ансамбле в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих исполнителей
формирование музыкально-эстетических взглядов, художественного вкуса студентов, расширение их музыкального кругозора
подготовка к будущей деятельности в качестве артиста оркестра, камерного ансамбля и квартета

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13 Способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры
ПК-31 Готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные законы построения концертной программы с учетов интересов различных групп слушателей
разнообразный репертуар для построения концертных тематических программ
основные исторические этапы становления просветительства в России и за рубежом
3.2.Уметь:
3.2.1.целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения
использовать культурное наследие для удовлетворения потребностей различных групп населения в процессе музыкально-просветительской деятельности
поддерживать связи со средствами массовой информации и организациями, осуществляющие культурно-образовательную деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации
различными способами вербальной и невербальной коммуникации
современными приёмами организации музыкальной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальный этап работы над ансамблем в квартете.
1.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 3 12 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 3 12 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Работа над детальным изучением собственных партий.
2.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 3 12 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 3 12 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Работа над единством технических приемов в ансамбле.
3.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 3 12 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 3 12 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Работа над художественным содержанием произведения.
4.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 4 36 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 4 36 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Поиск совместных исполнительских решений при игре в ансамбле.
5.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 5 36 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 5 36 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Совершенствование ансамблевого мастерства.
6.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 6 36 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 6 9 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Формирование и исполнение концертной программы.
7.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 7 36 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 7 9 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Предконцертный режим.
8.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 8 18 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 8 18 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Предконцертный режим.
9.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 8 18 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 8 18 ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Курс в Moodle "Квартетный класс" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал С малый концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; проектор; стационарный экран; Рояль «Красный октябрь», Рояль «ESTONIA», звукотехническое оборудование: микрофон подвесной конденсаторный SHURE MX202B/C – 4 шт.; микшерная консоль аналоговая Behringer xenyx xl3200 – 1 шт.; радиомикрофон Shure pg58 – 6 шт.; радиомикрофон Shure Beta58 – 2 шт.; монитор DAS AUDIO AVANT-12A – 2 шт.; сателиты DAS AUDIO AVANT-215A – 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В начале работы над музыкальным произведением необходимо сделать анализ его формы, а также принципов построения. При работе над музыкальными произведениями необходимо добиваться чистоты интонирования, однородности штрихов, соподчиненности нюансов, соблюдения звукового баланса, устойчивости ритма, исключая ритмические отклонения, не указанные автором, стремиться к охвату произведения как единого целого. При этом надо обращать внимание на выявление первого-второго плана голосоведения главных и соподчиненных музыкальных линий, добиваясь верного звукового и смыслового баланса. В больших ансамблях целесообразно наиболее сложные для исполнения фрагменты играть попарно, либо втроем в различных сочетаниях партий.
Одним из сложных моментов, требующих особого внимания, является выполнение указаний a tempo и tempo I после ritenuto, а также исполнение ферматы. Очень важно точно начинать фразу с учетом ауфтакта (синхронное возникновение аккорда), а также следить за совместным окончанием аккорда в заключительных построениях. Это будет способствовать также воспитанию внимательного отношения к нюансам к однородной акцентуации, фразировке. Для исполнения кантилены необходима тщательная проработка материала. Следует стремиться к сближению качественного звучания участников ансамбля, особенно в музыке имитационного склада.
Некоторую часть занятий необходимо посвящать ознакомлению с нотной литературой, а также чтению нот с листа. Необходимо уметь не только освоить репертуар в аудиторной работе, но и самостоятельно разобрать, выучить произведение и показать преподавателю. Кроме того важно развить умение выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям. Для этого необходимо регулярно изучать литературу и источники по исполняемым произведениям.