Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Физическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_ФХ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент
1.1. | •формирование профессиональных компетенций и навыков будущего магистра в одном из важнейших направлений химической науки - химическом анализе; •формирование представление о современном состоянии и тенденциях развития и совершенствования уже известных методов химического анализа; •способствовать формированию целостности химических знаний как главное условие развития и саморазвития теоретических и практических квалификационных навыков магистров; •способствовать формированию системы взглядов и шкалы ценностей, характерных для исследователя, а не просто грамотного исполнителя; •воспитывать стремление расширять свой научный и политехнический кругозор, понимая перспективы развития химической науки, |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способностью реализовать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
ПК-3 | готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы получения, разработки, идентификации и исследования свойств веществ и материалов, правила обработки и оформления результатов работы, нормы ТБ; методы получения, идентификации и исследования свойств веществ (материалов), стандартные методы обработки результатов эксперимента; возможности и ограничения применения новейших физических и физико-химических методов исследования сложных закономерностей состав – свойство и процессов различной природы; возможности и ограничения применения новейших приборов и аппаратов для исследования сложных закономерностей состав – свойство и процессов различной природы; возможности и ограничения применения новейших приборов и аппаратов для исследования сложных закономерностей состав – свойство и процессов различной природы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить сложные химические опыты по предлагаемым методикам и разрабатывать, и предлагать новые; проводить многостадийный синтез, выбирать методы диагностики веществ и материалов, проводить стандартные измерения, обрабатывать результаты эксперимента; проводить исследование физико-химических закономерностей и контролировать протекание процессов на серийном и сложном научном оборудовании; интерпретировать результаты физико-химических исследований, полученных на оригинальных экспериментальных установках и сложном научном оборудовании; применять современную аппаратуру при проведении научных исследований физико-химических закономерностей и контролировать протекание процессов на серийном и сложном научном оборудовании; интерпретировать результаты физико-химических исследований, полученных на оригинальных экспериментальных установках и сложном научном оборудовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | проведения эксперимента и методами обработки его результатов; навыками планирования, разработки анализа и обобщения результатов эксперимента; теоретическими основами и практическими навыками практической работы в избранной области химии; теоретическими основами и практическими навыками работы на оригинальных экспериментальных установках и сложном научном оборудовании. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Процесс анализа: пробоотбор, пробоподготовка, измерение, обработка результатов | ||||||
1.1. | Процесс анализа: пробоотбор, пробоподготовка, измерение, обработка результатов | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Способы отбора первичной пробы. Методы вычерпывания, прокладки канав. Методы отбора фракций и проб от движущегося материала. Отбор проб от жидких и твердых материалов. Типы современных зондовых пробоотборников. Измельчение и сокращение проб. Факторы, определяющие схему сокращения пробы. Их взаимосвязь. Зависимость числа сокращений от степени измельчения. Техника измельчения и сокращения проб. Измельчители и степень измельчения. Способы сокращения, их характеристика. Способы перемешивания материалов. Метод кольца и конуса. Схемы сокращения проб. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Современные способы пробоотбора и пробоподготовки в химическом анализе | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | |
1.4. | Рещение расчетных задач по теме | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | |
Раздел 2. Методы химического анализа и их применение | ||||||
2.1. | Проточно-инжекционный анализ | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Методы химического анализа и их применение | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Экстракция неорганических форм ртути с помощью системы вода-антипирин-сульфосалициловая кислота из биологического образца с последующим атомно-абсорбционным определением | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Термический анализ. Дифференциальный термический анализ (ДТА) и дифференциальная сканирующая калориметрия (ДСК). Комбинированные методы. Анализ выделяющихся газов. Элементный органический анализ. Методы, основанные на использовании для разделения селективной адсорбции. Иммунный анализ. Варианты устройства. Метки. Мешающее влияние. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Рещение расчетных задач по теме | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Физические методы анализа | ||||||
3.1. | Проточно-инжекционный анализ | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Физические методы анализа и их применение в аналитической химии | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Метод определения содержания экстрактивных веществ, извлекаемых 70% спиртом из растительного сырья | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | |
3.4. | Локальный анализ и анализ поверхности . Фотонно-зондовые методы. Электронно-зондовые методы. Ионно-зондовые методы. Полевые зондовые методы. Методы сканирующей зондовой спектроскопии. Структурный анализ. Общая методология. Рентгеновская дифракция. Дифракция на кристаллах. Дифракция на порошках. Анализ кристаллической структуры. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Рещение расчетных задач по теме | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Интегрированные системы анализа | ||||||
4.1. | Химические и биологические сенсоры | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Интегрированные системы анализа | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1 |
4.3. | Определение низкомолекулярных соединений хромато-масс спектрометрией | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | |
4.4. | Гибридные методы. Гибридные хроматографические системы. Газовая хроматография–инфракрасное детектирование с фурье-преобразованием. Газовая хроматография с атомно-эмиссионным детектированием. Гибридные жидкостнохроматографические системы. Другие методы. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Рещение расчетных задач по теме | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Внелабораторный анализ | ||||||
5.1. | Миниатюризированные аналитические системы | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1 |
5.2. | Внелабораторный анализ | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1 |
5.3. | Разделение аминокислот методом тонкослойной хроматографии | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | |
5.4. | Химические тест методы анализа. Методология и области применения тест-систем. Анализ воды и почвы как объектов окружающей среды на неорганические и органические компоненты. Обнаружение паров алкоголя, наркотиков, отравляющих и взрывчатых веществ. Использование в медицине. Дистанционный анализ космических объектов | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Рещение расчетных задач по теме | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Хемометрика | ||||||
6.1. | Хемометрика | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Семинар-конференция. «Некоторые нерешенные задачи в исследовании химических веществ» | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Рещение расчетных задач по теме | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлено в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Представлено в ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Размещено в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г.К. Будников, В.Н. Майстренко, М.Р. Вяселев | Основы современного электрохимического анализа : | М. : Мир, 2003 | library.gpntb.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Ю. А. Золотова. | Основы аналитической химии : учеб. для вузов: в 2 т. , т. 2: | М. : Академия. , 2010 | chembaby.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | База данных «Термические константы веществ» | www.chem.msu.su | ||
Э4 | Единый образовательный портал АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Электронная библиотека на сервере химфака МГУ (http://www.chem.msu.su) 5. Библиотека химической литературы (http://www.kge.msu.ru) 6. Всероссийский портал химиков-аналитиков, в том числе объектов окружающей среды (http://www.anchem.ru) 7. Портал эколого-аналитической ассоциации «Эко-аналитика» (http://ecoanalytica.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
509К | лаборатория электрохимических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютер: марка Benq - 1 единица; монитор Benq; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): шкаф вытяжной, иономеры, рН-метры электронные, электроды, кондуктометры, миллиамперметр, титраторы кулонометрические, потенциометрические титраторы, универсальная полярографическая установка «Экотест», комплекс исследовательский «Экотест-ВА-НИР», полярограф ПУ, набор ареометров, пикнометры, электроплитки, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, пробки стеклянные; пробки резиновые, пробки корковые, спиртовые горелки, водяная баня, песочная баня, магнитные мешалки. |
Размещены в приложении |