МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология. Введение в специальность
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Культурология. Введение в специальность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Культурология. Введение в специальность» является формирование у студентов знаний о культуре как системе ценностей и смыслов, посредством которых человек выражает и познает себя; знакомство с исходными понятиями и терминами курса, основными школами, теориями культурологических исследований.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
-представить основные категории культуры;
-дать характеристики различных подходов для изучения культуры;
-рассмотреть проблемы методологии культуры в ходе исторического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ОПК-2: способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные категории культурологии, ее структуру, связь с другими науками;
теории и представителей мировой и отечественной культурологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять прикладные аспекты культурологического знания для изучения современной ситуации;
разрабатывать современные информационные технологии для формирования баз данных в области культуры;
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении, социальных и профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурой мышления;
навыками работы с источниками по теории культуры;
различными методами культурологического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение в курс культурологии
1.1. Основные понятия и структура. Методы культурологических исследований. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Предмет, объект культурологии, основные понятия и структура. Методы культурологических исследований. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Методы культурологических исследований. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Основные культурологические школы
2.4. Типологии культуры. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Локальная типология культуры. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Культура как совокупность знаковых систем. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Культура как совокупность знаковых систем. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Психологическая школы. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Теологическая школа. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Основные этапы истории мировой культуры
3.10. Становление человеческой культуры и возникновение цивилизаций. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.11. Архаический период культуры. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.12. Особенности развития культуры двревневосточных цивилизаций. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.13. Миф как реальность. Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.14. Античная эстетика. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.15. Основные этапы развития античной культуры. Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.16. Художественные произведения античной культуры. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.17. Особенности средневековой картины мира. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.18. Антропоцентризм культуры Возрождения. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.19. Мастера культуры Возрождения. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.20. Духовная революция М. Лютера. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.21. Культ разума в эпоху Просвещения. Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.22. Основные художественные направления и стили в культуре в эпоху Просвещения. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.23. Особенности развития культуры древневосточных цивилизаций. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.24. Восточная и западная культура. Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.25. Особенности восточной цивилизации. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.26. Особенности западной цивилизации. Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.27. Европейская культура ХIX в. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Место и роль России в мировой культуре.
4.28. Исторический контекст и своеобразие русской культуры. Феномен языческой славянской культуры. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.29. Этапы развития русской культуры. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.30. Системные характеристики русской культуры. Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.31. Расцвет российской культуры. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.32. Советский период развития культуры. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Культура современного общества.
5.33. Модернизм и постмодернизм. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.34. Художественная культура ХХ-ХХI вв. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.35. Попытки создания синтетичных форм культуры. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.36. Элитарная и массовая культура. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.37. Элитарная и массовая культура. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.38. Кризис культуры ХХ в. и пути ее преодоления. Сам. работа 1 3 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.39. Культура и глобальные процессы современности. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.40. Экзамен 1 27 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
ССм. в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС К.ВвС 51.03.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400
Л1.2 Солонин Ю.Н. Культурология: учебник Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/viewer/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF/kulturologiya#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ф. Горохов Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-415938
Л2.2 Иконникова С.Н. Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-v-2-ch-chast-1-teoreticheskaya-kulturologiya-427422
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Википедия. Свободная энциклопедия. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Э2 Первобытное искусство. Виртуальный музей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vm.kemsu.ru/rus/links2.html
Э3 История искусства 2 CD for Windows. –М. : Кирилл и Мефодий ; М. :Дрофа ; М. : Нью Медиа, Дженерейшн
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/
5. Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
 Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.