Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвД-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 153 | 153 | 153 | 153 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель данного курса – создание целостной концепции истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий. Задачи: 1) формирование у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени. 2) развитие мировоззрения, соединяющего научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал; 3) понимание национальное своеобразие русской культуры и ее место в системе мировой культуры и цивилизации; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление об истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий. Иметь представление как о целостных культурно-исторических эпохах, так и отдельных, конкретных явлений культуры; о современных проблемах и задачах изучения истории культуры России, роль национальной культуры в формирования гражданской позиции |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | знать основные особенности становления и развития отечественной культуры; основные этапы развития культуры России; содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи; круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах; уметь выявлять взаимосвязь отечественных культурных проблем; проводить содержательные параллели в историко-культурном процессе, находить исторические причины современных проблем культуры; более отчетливо видеть перспективы культурного развития страны; формировать гражданскую позицию на основе знания основных этапов и закономерностей развития культуры России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками анализа произведений культуры. Владеть навыками анализа явлений культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст; навыками формирования ценностей, этических ориентиров, целей личного и профессионального развития на основе понимания роли и значения национальной культуры России |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность и структура культуры | ||||||
1.1. | Понятие, сущность и основные функции культуры. Основные подходы к определению сущности культуры (аксиологический, деятельностный, семиотический). | Лекции | 5 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Типология культуры | Сам. работа | 5 | 16 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Функции национальной культуры, ее роль в формировании гражданской позиции | Практические | 5 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Христианизация древнерусской культуры | ||||||
2.1. | Христианство на Руси: пути проникновения и первые носители. "Крещение Руси" в свете современных исследований. Взаимовлияние языческой и христианской картины мира | Лекции | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Художественная культура Руси X - XI вв. | Сам. работа | 5 | 16 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Декоративно-прикладное искусство X - XI веков | Практические | 5 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Культура Руси второй трети XII-конца XV вв. | ||||||
3.1. | Формирование локальных культур русских земель в условиях их политического обособления от Киева; проблема «общего – особенного». Подъем культуры в Северо-Восточной Руси. | Лекции | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Архитектура Руси XI - XII вв. | Практические | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Русская культура XV - XVI вв. | ||||||
4.1. | Особенности культуры Росиии в XVI веке. | Лекции | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Развитие книжной культуры и образования в XV - XVI веках. | Сам. работа | 5 | 16 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Русская культура XVII - XVIII вв. | ||||||
5.1. | Секуляризация русской культуры. Факторы, сущность и направления трансформации культуры, ее «переходность» и противоречивость. Проблема перехода от типа средневековой культуры к культуре нового времени. Понятие "просвещенный абсолютизм" | Лекции | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Русская культура XIX - XX веков | ||||||
6.1. | Формирование школы русского классицизма: проекты В.И. Баженова, "казаковская Москва". Дифференциация жанров в светской живописи. Серебряный век русской культуры и его культурологический смысл. Символизм как миропонимание и художественное творчество | Лекции | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Общая характеристика русской культуры и ее периодизация | Практические | 5 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Символизм как миропонимание и художественное творчество | Лекции | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Менталитет и национальный характер | Сам. работа | 5 | 22 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.5. | Градостроительный подъем и европеизация русского зодчества. Петербург и новая русская архитектура середины XYIII века | Практические | 5 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.6. | Советская модель тоталитарной культуры. Сюжеты, герои и мифология советской культуры. Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов | Сам. работа | 5 | 20 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.7. | Первый русский театр и его судьба | Сам. работа | 5 | 22 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.8. | Кризис классической парадигмы в художественном творчестве в 1860-е гг. "Бунт" против академического классицизма и принципы новой демократической культуры "передвижничества" | Сам. работа | 5 | 20 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.9. | Советская модель тоталитарной культуры. Сюжеты, герои и мифология советской культуры. Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов | Сам. работа | 5 | 21 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.10. | Альтернативные тенденции и явления новой культуры постсоветской России | Лекции | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.11. | Экзамен по дисциплине | Экзамен | 5 | 27 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Касьянов В. В. | ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ильина Т. В. | История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : | СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горелов, А. А. | История русской культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Культура РФ.Портал | www.culture.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к экзамену, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |