МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
История культуры России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
- уяснение специфики культуры России, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны;
- знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
• Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие;
• Изменения физико-географических характеристик России на протяжении ее истории; влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны;
• Основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях;
• Использовать базовые знания о специфике культур регионов России и региональных исследованиях в области теории регионоведения и международных отношений;
• Объяснять причины и последствия изменения основных тенденций и закономерностей исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторических процессов, оценивать вклад культуры России в мировое культурное наследие;
• Составлять комплексную характеристику России с учетом ее физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей с учетом исторической ретроспективы;
• Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации;
• Навыками составления сравнительной характеристики культуры регионов России в разные исторические периоды;
• Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса;
• Навыками сравнения физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных факторов в разные периоды истории России;
• Навыками формирования гражданской позиции относительно основных этапов развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «История культуры России»
1.1. Введение в курс «История культуры России» Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Культура Древней Руси
2.1. Культура Древней Руси Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) Практические 2 0 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Культура Древней Руси Сам. работа 2 9 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Культура Древней Руси Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Русская культура второй половины XIII—XVI веков
3.1. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Музыка Древней Руси Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Характерные черты русского православного сознания Практические 2 0 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Русская культура XVII-XVIII веков
4.1. Русская культура XVII-XVIII веков Лекции 2 0 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Русская культура XVIII в. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Русская культура XVII в. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. XIX век. «Золотой век» русской культуры
5.1. XIX век. «Золотой век» русской культуры. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. "Золотой век" русской литературы Практические 2 0 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Русская культура XIX века Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Культура XX-XXI вв.
6.1. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Сам. работа 2 7 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. "Серебряный век" русской литературы Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Развитие русского кинематографа в конце XIX-XX веке Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.6. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Лекции 2 0 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.7. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.8. Российская культура второй половины XX века Лекции 2 0 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.9. Российская культура второй половины XX века Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.10. Российская культура начала XXI века. Влияние политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.11. Экзамен по дисциплине Зачет 2 4 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русская литература XIX в. www.litraxixveka.ru
Э2 Русская литература XIX - начала XX веков. www.abc-people.com
Э3 Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» artclassic.edu.ru
Э4 Культура в современном мире www.culturanew.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/
5. Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/
6. Культура и искусство http://art-history.ru
7. Мировая художественная культура http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm
8. Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.