МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
д.иск, зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История культуры России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
- уяснение специфики культуры России, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны;
- знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
• Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие;
• Изменения физико-географических характеристик России на протяжении ее истории; влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны;
• Основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях;
• Использовать базовые знания о специфике культур регионов России и региональных исследованиях в области теории регионоведения и международных отношений;
• Объяснять причины и последствия изменения основных тенденций и закономерностей исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторических процессов, оценивать вклад культуры России в мировое культурное наследие;
• Составлять комплексную характеристику России с учетом ее физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей с учетом исторической ретроспективы;
• Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации;
• Навыками составления сравнительной характеристики культуры регионов России в разные исторические периоды;
• Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса;
• Навыками сравнения физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных факторов в разные периоды истории России;
• Навыками формирования гражданской позиции относительно основных этапов развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «История культуры России»
1.1. Введение в курс «История культуры России» Лекции 1 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Культура Древней Руси
2.1. Культура Древней Руси Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Русская культура второй половины XIII—XVI веков
3.1. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Музыка Древней Руси Практические 1 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Характерные черты русского православного сознания Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Русская культура XVII-XVIII веков
4.1. Русская культура XVII-XVIII веков Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Русская культура XVII в. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. XIX век. «Золотой век» русской культуры
5.1. XIX век. «Золотой век» русской культуры. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Практические 1 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. "Золотой век" русской литературы Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Русская культура XIX века Сам. работа 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Культура XX-XXI вв.
6.1. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Сам. работа 1 8 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. "Серебряный век" русской литературы Сам. работа 1 8 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) Сам. работа 1 8 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Развитие русского кинематографа в конце XIX-XX веке Сам. работа 1 8 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.5. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Сам. работа 1 8 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.6. Российская культура второй половины XX века Лекции 1 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.7. Российская культура второй половины XX века Сам. работа 1 12 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.8. Российская культура начала XXI века. Влияние политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 1 8 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.9. Зачет 1 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России М.: Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2012 ЭБС «Лань»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русская литература XIX в. www.litraxixveka.ru
Э2 Русская литература XIX - начала XX веков. www.abc-people.com
Э3 Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» artclassic.edu.ru
Э4 Культура в современном мире www.culturanew.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/
5. Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/
6. Культура и искусство http://art-history.ru
7. Мировая художественная культура http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm
8. Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История культуры России» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 6 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Общая трудоемкость дисциплины – 5 зачет. единиц.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (по 4 часа лекционных и 4 часа практических занятий) и 96 часов самостоятельной работы студентов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям, осуществлении периодического контроля путем решения тестов, представленных на едином образовательном портале АГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2137. Для организации всех форм контроля используется балльно-рейтинговая система оценивания.
Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Аттестация осуществляется в форме итогового теста, структурированного по крупным хронологическим периодам курса, и устного зачета.