МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиоведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Религиоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение различных аспектов развития и функционирования религии как социокультурного феномена общества;определение теоретических основ такой научной дисциплины как «религиоведение»; рассмотрение различных концепций происхождения, сформировавшихся в науке, философии и религиозном знании; изучение ранних форм религии и мифологии, а также их проявлений в современных религиях; анализ крупнейших религиозно-философских систем в рамках сравнительной компаративистики; продемонстрировать особенности религиозного развития в России; сформировать у студентов свою собственную позицию по отношению к религии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-15: готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основные категории религиоведения как научной дисциплины; об истории формирования и развития различных религиозных систем; о религиозной ситуации в России
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в типологии религиозных форм и религиозных организаций; основные вехи развития ранних, национальных и мировых религий; сформировать толерантное отношение к различным конфессиям и к людям, стоящим на атеистических позициях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать роль религии в обществе и ее влияние на развитие культуры, науки, образования и политику

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как культурно-исторический феномен
1.1. Формирование религиоведения как научной дисциплины Лекции 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Структура религии и подходы к ее определению Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Функционирование религии в обществе Лекции 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Мифологическое сознание Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Мифологическое сознание Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Первобытные формы религии Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Религии Древнего мира
2.7. Развитие религиозных представлений в Древнем Египте Лекции 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Развитие религиозных представлений в Древнем Египте Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Вариации религиозных представлений в Древней Месопотамии Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Вариации религиозных представлений в Древней Месопотамии Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Эволюция религиозных представлений в Древней Греции Практические 5 4 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Эволюция религиозных представлений в Древней Греции Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Эволюция религиозных представлений в Древнем Риме Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Эволюция религиозных представлений в Древнем Риме Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Национальные религии народов мира
3.15. Даосизм Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.16. Конфуцианство Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.17. Конфуцианство Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.18. Индуизм Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.19. Развитие альтернативных религиозных течений в Индии: джайнизм Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.20. Эволюция религиозных верований на территории доисламского Ирана Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.21. Эволюция религиозных верований на территории доисламского Ирана Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мировые религии
4.22. Буддизм Лекции 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.23. Буддизм Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.24. Ислам Лекции 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.25. Ислам Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.26. Христианство Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.27. Христианство Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Религия в современной России и нетрадиционные культы
5.28. Религия в современной России Лекции 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.29. Современные нетрадиционные культы Практические 5 2 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.30. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения
Приложение 1.   Религиоведение 51.03.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-413426
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Религиозные традиции мира http://relig.info/
Э2 Религии мира http://www.worldreligion.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
5. Библиотека по религиоведению http://www.verigi.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
 Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ , его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.