МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиозная картина мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Религиозная картина мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины — на основе понятийного аппарата религиоведения ознакомить студентов с условиями возникновения и особенностями развития религиозной мысли.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с различными подходами к определению религии, ее происхождению;
- дать теоретические представления об элементах, формах, функциях религии;
- проанализировать ранние формы религии и развитие религиозных идей Древнего мира;
- рассмотреть предпосылки возникновения, условия формирования и особенности исторического развития мировых религий;
- показать специфику религиозного пространства современной России с выявлением вопросов различных религиозных конфесссий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и структуру религии;
место истории религии в структуре религиоведческого знания;
ранние формы религии и развитие религии в Древнем мире;
специфику религиозного пространства современной России.


3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать условия зарождения и особенности исторического развития основных религий мира;
ориентироваться в характерных особенностях различных религиозных конфессий;
иллюстрировать духовно-религиозные процессы собственными примерами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками практического применения полученных знаний в исследовательской работе по истории религий;
навыками иллюстрирования духовно-религиозных процессов собственными примерами;
навыками аргументированного доказательства своей точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как общественно-исторический феномен.
1.1. История религии в системе религиоведческого знания. Предмет и методы исследования истории религии. Сам. работа 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные концепции определения и происхождения религии. Эволюция религии: принципы классификации исторических форм — типология религий.Элементы, структура, функции религии.Вера как интегративный компонент религиозного сознания. Сам. работа 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. История религии в системе религиоведческого знания религиоведческого знания Практические 5 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные концепции определения и происхождения религии. Эволюция религии: принципы классификации исторических форм — типология религий.Элементы, структура, функции религии.Вера как интегративный компонент религиозного сознания. Лекции 5 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности ранних религиозных верований.
2.1. Первобытные формы религиозных верований. Сам. работа 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Формы религиозных верований. Сам. работа 5 9 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Политеистические религии древнего мира. Сам. работа 5 12 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основные религии мира.
3.1. Иудаизм: история и современность.Буддизм. Сам. работа 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Иудаизм: история и современность. Сам. работа 5 12 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Буддизм. Сам. работа 5 12 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Ислам. Сам. работа 5 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Христианство: протестантизм. Сам. работа 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Христианство: православие, католичество. Сам. работа 5 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Современные нетрадиционные культы.
4.1. Причины возникновения и формирования современных нетрадиционных культов. Сам. работа 5 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Классификация и особенности новых религиозных движений. Сам. работа 5 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Специфика деятельности наиболее распространенных культов. Сам. работа 5 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Экзамен 5 9 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная книга - С. Ф. Панкин "История мировых религий". Конспект лекций [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/s_f_pankin/istoriya_miroviyh_religiyi_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=1
Э2 Электронные лекции - Истории мировых религий [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://времена-и-нравы.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=8:2012-04-10-16-01-38&catid=2:2012-03-16-16-03-07&Itemid=4
Э3 Электронная книга - Зеленков М. Мировые религии: история и современность [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/zel/index.php
Э4 Сайт Путеводитель в мир религий - статья Мировые религии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.religiya.su/religii.html
Э5 Курс в Moodle "Религиозная картина мира" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная книга - С. Ф. Панкин "История мировых религий". Конспект лекций [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/s_f_pankin/istoriya_miroviyh_religiyi_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=1
5. Электронные лекции - Истории мировых религий [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://времена-и-нравы.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=8:2012-04-10-16-01-38&catid=2:2012-03-16-16-03-07&Itemid=4
6. Сайт Путеводитель в мир религий - статья Мировые религии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.religiya.su/religii.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Текущий контроль.
 Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ , его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.