МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговые исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.06. Торговое дело
ПрофильМаркетинг в торговле
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_06_ТД-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговые исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ от 12.11,2015г. приказом № 1334

составлена на основании учебного плана:
38.03.06 Торговое дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.о. зав. зафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой И.о. зав. зафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: предоставить студентам исчерпывающие теоретические знания, привить им практические навыки по организации маркетинговой исследовательской деятельности на предприятиях, применению конкретных методов и приёмов проведения маркетинговых исследований и создания на их основе новых организационных знаний с целью повышения уровня обоснованности принимаемых управленческих решений в области маркетинга.

Задачи курса заключаются в следующем:
 обеспечить понимание студентами роли маркетинговых исследований в формировании на предприятии концепции маркетингового управления на основе новых организационных знаний, создаваемых на базе получаемой в ходе исследований маркетинговой информации;
 сформировать у студентов маркетинговый подход к проблемам изучения внешней среды предприятия;
 научить студентов методам и приемам изучения внутренней среды предприятия, оценки его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определения слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
 привить студентам практические навыки в области создания новых организационных знаний на основе информации, получаемой в ходе маркетинговых исследований;
 научить студентов методам и процедурам проведения комплексных маркетинговых исследований, созданию систем обеспечения предприятия новой маркетинговой информацией и новыми организационными знаниями на регулярной (непрерывной) основе;
 научить студентов применению на практике основных форм производственного потребления произведенных в ходе маркетинговых исследований маркетинговых знаний, как ресурса в разработке инноваций, обосновании управленческих решений, в оперативной работе персонала;
 привить студентам навыки системного мышления;
 обучить студентов методам и технике разработки и обоснования стратегических и тактических (оперативных) управленческих решений в сфере маркетинга с использованием новой информации и новых организационных знаний, получаемых в ходе маркетинговых исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы маркетинговых исследований, направленных на выявление, удовлетворение, формирование потребностей покупателей товаров; методы оценки и прогнозирования спроса потребителей, способы анализа маркетинговой информации, конъюнктуры товарного рынка
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы маркетинговых исследований, направленных на выявление, удовлетворение, формирование потребностей покупателей товаров; методы оценки и прогнозирования спроса потребителей, способы анализа маркетинговой информации, конъюнктуры товарного рынка
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения маркетинговых исследований, направленных на выявление, удовлетворение, формирование потребностей покупателей товаров; навыками оценки и прогнозирования спроса потребителей, способностью анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и назначение маркетинговых исследований
1.1. Концептуальная модель маркетинговых исследований Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Концептуальная модель маркетинговых исследований Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Концептуальная модель маркетинговых исследований Сам. работа 6 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Сам. работа 6 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Условия эффективного применения маркетинговых исследований Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Условия эффективного применения маркетинговых исследований Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Условия эффективного применения маркетинговых исследований Сам. работа 6 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Особенности проведения маркетинговых исследований в условиях г. Барнаула Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Особенности проведения маркетинговых исследований в условиях г. Барнаула Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Особенности проведения маркетинговых исследований в условиях г. Барнаула Сам. работа 6 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Методы маркетинговых исследований
2.1. Сбор вторичной информации Лекции 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сбор вторичной информации Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Сбор вторичной информации Сам. работа 6 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Массовый опрос Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Массовый опрос Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Массовый опрос Сам. работа 6 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Глубинное интервью Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Глубинное интервью Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Глубинное интервью Сам. работа 6 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Экспертные оценки Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Экспертные оценки Практические 6 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Экспертные оценки Сам. работа 6 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Фокусирование в группе Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Фокусирование в группе Сам. работа 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Наблюдение Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Наблюдение Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Наблюдение Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Эксперимент Лекции 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Эксперимент Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Направления маркетинговых исследований
3.1. Методы изучения цен Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Методы изучения цен Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Методы изучения цен Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Исследования в области рекламной деятельности Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Эксперимент Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Исследования в области рекламной деятельности Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Исследования в области рекламной деятельности Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Изучение эффективности продаж в розничной торговле Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Изучение эффективности продаж в розничной торговле Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Изучение эффективности продаж в розничной торговле Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Исследование поведения потребителей Лекции 6 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Исследование поведения потребителей Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Исследование поведения потребителей Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Система исследований, связанных с разработкой нового товара Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Система исследований, связанных с разработкой нового товара Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Система исследований, связанных с разработкой нового товара Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.17. Изучение эффективности управления ассортиментом предприятия Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.18. Изучение эффективности управления ассортиментом предприятия Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.19. Изучение эффективности управления ассортиментом предприятия Сам. работа 6 19 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум: Практикум М. : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева Маркетинг : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450722
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Синяева, И.М. Практикум по маркетингу: Практикум М. : Дашков и К, 2016, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы: http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/. http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/.
Э2 Информационно-справочные системы: http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/. http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/.
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ИзИзучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).