МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговый анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.06. Торговое дело
ПрофильМаркетинг в торговле
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_06_ТД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговый анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1334)

составлена на основании учебного плана:
38.03.06 Торговое дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: формирование у студентов знаний теоретических и методологических основ маркетингового анализа и его инструментов, технологии сегментирования и позиционирования для разработки комплекса маркетинга предприятия; формирование у студентов умений, практических навыков и способностей по организации и осуществлению процессов в сборе, систематизации и обобщении информации для принятия обоснованных управленческих решений в условиях неопределённости рыночной ситуации.

Задачи курса заключаются в следующем:
• изучение спроса на услуги предприятия и рынков сбыта; обосно-
вание производственной программы предприятия;
• анализ основных факторов, влияющих на спрос; выявление про-
дукции, не пользующейся спросом;
• анализ ценовой политики предприятия; оценка основной страте-
гии ценообразования;
• выявление реальных и потенциальных конкурентов предприятия;
оценка слабых и сильных сторон их деятельности; выявление собствен-
ных преимуществ и недостатков;
• оценка конкурентоспособности продукции и предприятия в целом;
выявление способов повышения конкурентоспособности;
• анализ методов стимулирования сбыта продукции и выбор наибо-
лее эффективных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной и (или) торгово-технологической);способностью применять основные методы и средства получения, хранения, переработки информации и работать с компьютером как со средством управления информацией
ПК-3 готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка
ПК-9 готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технологию сбора, хранения, обработки и оценки маркетинговой информации, необходимой для организации и управления коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной и торгово-технологической деятельностью; основные методы и средства получения, хранения, переработки маркетинговой информации с применением компьютера как средства управления информацией; основные методы маркетингового анализа с целью изучения и прогнозирования спроса потребителей, конъюнктуры рынка, выявления основных тенденций изменения потребностей покупателей, их формирования с помощью маркетинговых коммуникаций; технологию анализа, оценки и разработки стратегии организации на основе результатов маркетингового анализа
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно применять технологию сбора, хранения, обработки и оценки маркетинговой информации, необходимой для организации и управления коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной и торгово-технологической деятельностью; применять основные методы и средства получения, хранения, переработки маркетинговой информации с применением компьютера как средства управления информацией; применять на практике методы маркетингового анализа с целью изучения и прогнозирования спроса потребителей, конъюнктуры рынка, выявления основных тенденций изменения потребностей покупателей, их формирования с помощью маркетинговых коммуникаций; проводить анализ, оценку и разработку стратегии организации на основе результатов маркетингового анализа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора, хранения, обработки и оценки маркетинговой информации, необходимой для организации и управления коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной и торгово-технологической деятельностью; навыками пользования основными методами и средствами получения, хранения, переработки маркетинговой информации с применением компьютера как средства управления информацией; навыками изучения и прогнозирования спроса потребителей, конъюнктуры рынка, выявления основных тенденций изменения потребностей покупателей, их формирования с помощью маркетинговых коммуникаций, используя основные методы маркетингового анализа; навыками анализировать, проводить оценку и разрабатывать стратегии организации на основе результатов маркетингового анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепция маркетингового анализа
1.1. Цели и направления маркетингового анализа Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.2. Цели и направления маркетингового анализа Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Использование маркетингового анализа в обосновании стратегических, текущих и оперативных управленческих решений Практические 8 1 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Цели и направления маркетингового анализа Практические 8 1 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Использование маркетингового анализа в обосновании стратегических, текущих и оперативных управленческих решений Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Предмет и метод маркетингового анализа Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Методика и приемы маркетингового анализа
2.1. Основные этапы и последовательность маркетингового анализа Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.2. Основные этапы и последовательность маркетингового анализа Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Основные этапы и последовательность маркетингового анализа Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.4. Стоимостно-ориентированные методы маркетингового анализа Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.5. Стоимостно-ориентированные методы маркетингового анализа Практические 8 1 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.6. Стоимостно-ориентированные методы маркетингового анализа Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.7. Методы сегментирования в маркетинговом анализе Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.8. Методы сегментирования в маркетинговом анализе Практические 8 1 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.9. Методы сегментирования в маркетинговом анализе Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.10. Статистические методы в маркетинговом анализе Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.11. Статистические методы в маркетинговом анализе Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.12. Матричные методы маркетингового анализа Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.13. Матричные методы маркетингового анализа Практические 8 1 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.14. Матричные методы маркетингового анализа Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.15. Методы анализа спроса и рыночной конъюнктуры Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.16. Методы анализа спроса и рыночной конъюнктуры Практические 8 1 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.17. Методы анализа спроса и рыночной конъюнктуры Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Обоснование методов обеспечения лояльности клиентов
3.1. Методы оценки и контроля за лояльностью клиентов Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.2. Методы оценки и контроля за лояльностью клиентов Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Методы оценки и контроля за лояльностью клиентов Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Выбор рациональных путей товародвижения
4.1. Сравнительная характеристика методов продвижения товаров к клиенту Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.2. Сравнительная характеристика методов продвижения товаров к клиенту Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.3. Сравнительная характеристика методов продвижения товаров к клиенту Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.4. Анализ факторов, определяющих выбор систем продвижения товаров Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.5. Анализ факторов, определяющих выбор систем продвижения товаров Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Роль маркетингового анализа в обосновании стратегии развития организации
5.1. Анализ макросреды организации Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л1.1
5.2. Анализ макросреды организации Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.3. Анализ макросреды организации Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.4. Анализ микросреды и конкурентных сил в отрасли Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л1.1
5.5. Анализ микросреды и конкурентных сил в отрасли Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.6. Анализ микросреды и конкурентных сил в отрасли Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.7. Выбор стратегии предприятия Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.8. Выбор стратегии предприятия Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ямпольская, Д. О. Маркетинговый анализ: технология и методы проведения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум: Практикум М. : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.4 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
Л2.2 под ред. Л.С. Латышовой Маркетинговый анализ: инструментарий и кейсы : Учебное пособие Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы: http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/.
Э2 Поисковые системы: http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/.
Э3 Информационно-справочные системы: http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/.
Э4 Маркетинговый анализ russianmarket.ru
Э5 Маркетинговый анализ r-trends.ru
Э6 Маркетинговый анализ marketologi.ru
Э7 Маркетинговый анализ somar.ru
Э8 Маркетинговый анализ oirom.ru
Э9 Маркетинговый анализ e-xecutive.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).