МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговый анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Пяткова О.Н.

Рецензент(ы):
к.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговый анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению "Экономика", утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 12.11.2015 года № 1327

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 25.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Бочаров Сергей Николаевич, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 25.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Бочаров Сергей Николаевич, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: предоставить студентам исчерпывающие теоретические знания, привить им практические навыки по организации маркетинговой исследовательской деятельности на предприятиях, применению конкретных методов и приёмов проведения маркетинговых исследований и создания на их основе новых организационных знаний с целью повышения уровня обоснованности принимаемых управленческих решений в области маркетинга.

Задачи курса заключаются в следующем:
 обеспечить понимание роли маркетинговых исследований в формировании на предприятии концепции маркетингового управления на основе новых организационных знаний, создаваемых на базе получаемой в ходе исследований маркетинговой информации;
 сформировать у студентов маркетинговый подход к проблемам изучения внешней среды предприятия;
 научить студентов методам и приемам изучения внутренней среды предприятия, оценки его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определения слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
 привить студентам практические навыки в области создания новых организационных знаний на основе информации, получаемой в ходе маркетинговых исследований;
 научить студентов методам и процедурам проведения комплексных маркетинговых исследований, созданию систем обеспечения предприятия новой маркетинговой информацией и новыми организационными знаниями на регулярной (непрерывной) основе;
 научить студентов применению на практике основных форм производственного потребления произведенных в ходе маркетинговых исследований маркетинговых знаний, как ресурса в разработке инноваций, обосновании управленческих решений, в оперативной работе персонала;
 привить студентам навыки системного мышления;
 обучить студентов методам и технике разработки и обоснования стратегических и тактических (оперативных) управленческих решений в сфере маркетинга с использованием новой информации и новых организационных знаний, получаемых в ходе маркетинговых исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-1 способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-11 способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы экономических знаний в маркетинговой деятельности различных сфер; методы и принципы маркетингового анализа собранных в ходе маркетинговых исследований данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия; о современных методах маркетингового анализа с целью критической оценки планируемых управленческих решений по разработке маркетинговой стратегии предприятия, разработки и обоснования её изменений или корректировки с использованием критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основы экономических знаний в маркетинговой деятельности различных сфер; применять основные методы маркетингового анализа собранных в ходе маркетинговых исследований данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия; применять современные методы маркетингового анализа для критической оценки планируемых управленческих решений по разработке маркетинговой стратегии предприятия, разработки и обоснования её изменений или корректировки с использованием критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.экономическими знаниями в маркетинговой деятельности различных сфер; навыками применения основных методов маркетингового анализа собранных в ходе маркетинговых исследований данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия; современными навыками выбора и применения методов маркетингового анализа с целью критической оценки планируемых управленческих решений по разработке маркетинговой стратегии предприятия, разработки и обоснования её изменений или корректировки с использованием критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и назначение маркетинговых исследований
1.1. Концептуальная модель маркетинговых исследований Лекции 5 1 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Лекции 5 1 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Особенности проведения маркетинговых исследований в условиях г. Барнаула Лекции 5 1 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Методы маркетинговых исследований
2.1. Сбор вторичной информации Лекции 5 1 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.2. Сбор вторичной информации Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.3. Массовый опрос Лекции 5 1 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.4. Массовый опрос Сам. работа 5 6 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.5. Глубинное интервью Лекции 5 1 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.6. Глубинное интервью Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.7. Экспертные оценки Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.8. Фокусирование в группе Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Наблюдение Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.10. Эксперимент Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Направления маркетинговых исследований
3.1. Методы изучения цен Лекции 5 2 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Методы изучения цен Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Исследования в области рекламной деятельности Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.4. Изучение эффективности продаж в розничной торговле Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.5. Исследование поведения потребителей Практические 5 4 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.6. Исследование поведения потребителей Сам. работа 5 14 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.7. Система исследований, связанных с разработкой нового товара Практические 5 2 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.8. Система исследований, связанных с разработкой нового товара Сам. работа 5 14 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.9. Изучение эффективности управления ассортиментом предприятия Практические 5 2 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.10. Изучение эффективности управления ассортиментом предприятия Сам. работа 5 12 ОК-3, ПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ямпольская, Д. О. Маркетинговый анализ: технология и методы проведения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум: Практикум М. : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.4 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
Л2.2 под ред. Л.С. Латышовой Маркетинговый анализ: инструментарий и кейсы : Учебное пособие Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
Л2.3 Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы: http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/.
Э2 Поисковые системы: http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/.
Э3 Информационно-справочные системы: http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/.
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).