МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мерчандайзинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.06. Торговое дело
ПрофильМаркетинг в торговле
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_06_ТД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Мерчандайзинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1334)

составлена на основании учебного плана:
38.03.06 Торговое дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами современных технологий, приемов и методов мерчандайзинга, оказывающих влияние на поведение потребителя в местах продажи, а также подходов к организации системы мерчандайзинга в компании.
Основными задачами изучения курса являются:
• освоение студентами сущности, основных принципов и функций мерчандайзинга в системе розничных продаж;
• формирование комплекса знаний о технологиях мерчандайзинга, воздействующих на поведение потребителей в местах продажи;
• приобретение знаний об основных процедурах мерчандайзинга;
• изучение методов продажи товаров на основе принципов и технологий мерчандайзинга;
• освоение студентами организационно-методических основы внедрения технологий мерчандайзинга в местах продажи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству
ПК-2 способностью осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Термины, основные понятия, мерчандайзинга; правила и принципы мерчандайзинга; основы управления ассортиментом.
Основы мерчандайзинга для эффективного осуществления торгово-технологических процессов; методы управления торгово-технологическими процессами; правила хранения и выкладки товаров. Эффективные схемы расположения товарных групп и выкладки в торговом зале с учетом психологии потребителей.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать правила мерчандайзинга при управлении ассортиментом; выявлять дефекты качества товаров; осуществлять учет и контроль качества предоставляемых услуг.
Регулировать процессы, касающиеся управления торгово-технологичекой деятельностью предприятия в соответствии с поставленными задачами; проводить инвентаризацию в торговом предприятии; определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов в торговом предприятии. Эффективно распределять торговое пространство магазина, оценивать эффективность расположения товаров.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Основными методиками мерчандайзинга необходимыми для решения профессиональных задач; навыками профессиональной оценки качества товаров; способностью осуществления контроля качества предоставляемых услуг.
Методами выбора инструментальных средств, необходимых для решения профессиональных задач; методами анализа и его обоснования, необходимого для решения профессиональных задач; навыками учета потерь в торговом предприятии; навыками формирования торгового пространства; навыками распределения товаров в торговом зале торгового предприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мерчандайзинг в современном маркетинге. Поведение потребителей как компонент технологий мерчандайзинга. Организация работы торговой точки. Правила мерчандайзинга: формирование эффективного запаса и расположения продукции. Организация коммуникаций в торговой точке. Правила эффективной презентации товара.
1.1. Мерчандайзинг в современном маркетинге. Сущность, цели и задачи Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Мерчандайзинг в современном маркетинге. Сущность, цели и задачи Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Мерчандайзинг в современном маркетинге. Сущность, цели и задачи Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Поведение потребителей как компонент технологий мерчандайзинга Лекции 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Поведение потребителей как компонент технологий мерчандайзинга Практические 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Поведение потребителей как компонент технологий мерчандайзинга Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Организация работы торговой точки Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Организация работы торговой точки Практические 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Организация работы торговой точки Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Правила мерчандайзинга: формирование эффективного запаса и расположения продукции Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Правила мерчандайзинга: формирование эффективного запаса и расположения продукции Практические 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Правила мерчандайзинга: формирование эффективного запаса и расположения продукции Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Подходы к внутренней планировке магазина Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Подходы к внутренней планировке магазина Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Подходы к внутренней планировке магазина Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Организация коммуникаций в торговой точке. Правила эффективной презентации товара Лекции 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Организация коммуникаций в торговой точке. Правила эффективной презентации товара Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Организация коммуникаций в торговой точке. Правила эффективной презентации товара Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Визуальный мерчандайзинг Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Визуальный мерчандайзинг Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Визуальный мерчандайзинг Сам. работа 8 10 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Стратегии обеспечения эффективности мерчандайзинга Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.23. Стратегии обеспечения эффективности мерчандайзинга Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.24. Стратегии обеспечения эффективности мерчандайзинга Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Годин, А.М. Маркетинг: учебник Москва : Дашков и К, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.acort.ru
Э2 www.retail.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).