МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 149
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 149 149 149 149
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент, Добрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке страте-гий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Задачи:
 изучение основных рабочих понятий маркетинга;
 формирование понимания сущности маркетинга и его роли в деятельности организации;
 освоение методологии и методов проведения маркетинговых исследований;
 приобретение знаний и навыков формирования товарной и сбытовой политики;
 приобретение знаний, умений и навыков в разработке стратегии маркетинга и планов маркетинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы экономических знаний в сфере маркетинговой деятельности;
методологию маркетингововго анализа;
о методах экономического обоснования маркетинговых решений;
факторы макроэкономической среды, воздействующие на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления; экономические основы поведения организаций; структуру рынков и конкурентной среды отрасли; количественные и качественные методы маркетингового анализа при принятии управленческих решений и построении экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основы экономических знаний в сфере маркетинговой деятельности;
анализировать экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных маркетинговых решений;
оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления; выявлять и анализировать рыночные и специфические риски; анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса; применять количественные и качественные методы маркетингового анализа при принятии управленческих решений и построении экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа экономической информации, необходимой для принятия маркетинговых решений;
применения инструментария маркетингового анализа;
приемами экономического обоснования маркетинговых решений;
способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления; навыками выявления и анализа рыночных и специфических рисков, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса; навыками количественного и качественного маркетингового анализа и использование его результатов при принятии управленческих решений и построении экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Сущность, понятие, принципы маркетинга Лекции 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, понятие, принципы маркетинга Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, понятие, принципы маркетинга Сам. работа 3 4 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.4. Цели, задачи, функции маркетинга Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.5. Цели, задачи, функции маркетинга Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.6. Цели, задачи, функции маркетинга Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Лекции 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.2. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Практические 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Сам. работа 3 8 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.4. Классификация маркетинговых исследований Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.5. Классификация маркетинговых исследований Практические 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.6. Классификация маркетинговых исследований Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.7. SWOT-анализ Лекции 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.8. SWOT-анализ Практические 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.9. SWOT-анализ Сам. работа 3 4 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.10. Сегментирование рынка Лекции 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.11. Сегментирование рынка Практические 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.12. Сегментирование рынка Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.13. Позиционирование товара, марки Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.14. Позиционирование товара, марки Практические 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.15. Позиционирование товара, марки Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Товарная политика фирмы
3.1. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.2. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.3. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.4. Рыночная атрибутика товара Лекции 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.5. Рыночная атрибутика товара Практические 3 2 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.6. Рыночная атрибутика товара Сам. работа 3 12 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сбытовая политика фирмы
4.1. Ценовая политика Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.2. Ценовая политика Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.3. Ценовая политика Сам. работа 3 13 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.4. Маркетинговые каналы Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.5. Маркетинговые каналы Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.6. Маркетинговые каналы Сам. работа 3 8 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.7. Система маркетинговых коммуникаций Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.8. Система маркетинговых коммуникаций Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.9. Система маркетинговых коммуникаций Сам. работа 3 12 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Управление маркетингом в современных условиях
5.1. Планирование маркетинга Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.2. Планирование маркетинга Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.3. Планирование маркетинга Сам. работа 3 16 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.4. Организация маркетинга в компании Лекции 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.5. Организация маркетинга в компании Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.6. Организация маркетинга в компании Сам. работа 3 14 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.7. Маркетинг и общество Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.8. Маркетинг и общество Сам. работа 3 14 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Маркетинг услуг
6.1. Маркетинг отношений Практические 3 0 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1
6.2. Маркетинг отношений Сам. работа 3 14 ОК-3, ПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. А. Данченок Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Маркетинг www.marketologi.ru
Э2 Маркетинг www.gks.ru
Э3 Маркетинг russianmarket.ru
Э4 Маркетинг marketolog.info
Э5 Маркетинг marketingpeople.ru
Э6 Курс в Moodle «Маркетинг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.