МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы спектроскопии в аналитической химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильАналитическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_АХ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор хим. наук, профессор, Смагин В.П.

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Методы спектроскопии в аналитической химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 ХИМИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать общие представления методах атомной и молекулярной спектроскопии, их месте в ряду физических методов исследования веществ, материалов и процессов, понимание их роли для решения современных аналитической задач;
• сформировать представления об инструментальной базе методов спектроскопии, о тенденциях ее развития;
• освоить общие правила проведения исследований, интерпретации и описания результатов, полученных спектральными методами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.наиболее общие законы и правила, на которых базируются методы атомной и молекулярной спектроскопии, которые позволяют устанавливать взаимосвязи между действием электромагнитного излучения на вещество, природой, составом, строением и свойствами вещества, процессами, происходящими в веществе при оказании на него данного воздействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные физико-химические законы для интерпретации экспериментальных результатов, полученных с использованием методов атомной и молекулярной спектроскопии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.подготовки пробы для проведения исследования, техникой проведения простейшего экспериментального исследования с использованием физического оборудования, правилами обработки и обсуждения экспериментальных данных, полученных с применением методов атомной и молекулярной спектроскопии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы спектроскопии
1.1. Основы спектрометрии. Применение спектроскопических методов для качественного и количественного исследования веществ, материалов и процессов. Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Спектральные приборы. Классификация спектральных приборов. Единый подход к регистрации спектров веществ в различных частотных диапазонах. Типичные блок-схемы абсорбционных и эмиссионных спектральных приборов: источники излучения, диспергирующие и модулирующие устройства, приемники излучения. Оптимальные условия регистрации спектров. Спектральные и физико-химические помехи, способы минимизации их влияния на спектр. Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Методы атомной спектрометрии
2.1. Общая характеристика и применение методов атомной спектрометрии Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Определение калия и натрия Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Абсорбционные и имиссионные методы атомной спектрометрии. Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Абсорбционная молекулярная спектроскопия в УФ и видимой области спектра
3.1. Количественные методы молекулярной электронной абсорбционной спектроскопии Лекции 2 6 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Определение марганца в сталях; определение сульфосалициловой кислоты в растворе; определение константы устойчивости комплексного соединения; определение константы равновесия органического соединения. Лабораторные 2 16 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Происхождение молекулярных электронных спектров веществ. Влияние межмолекулярного взаимодействия на спектральные свойства веществ. Применение спектрофотометрических методов для исследования равновесий в растворах: методы определения констант диссоциации органических соединений, методы определения состава комплексных соединений, методы определения констант устойчивости комплексных соединений, методы определения молярного коэффициента поглощения комплексных соединений. Методы расчета изменения энергии Гиббса, энтальпии и энтропии по данным спектрофотометрических исследований. Спектрофотометрическое определение кинетических параметров (υ, k) различных процессов. Сам. работа 2 20 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Методы люминесцентной спектроскопии
4.1. Люминесцентный анализ. Методы люминесцентного анализа. Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Флуориметрическое определение Р6Ж Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Люминесценция органических и неорганических веществ, люминесценция комплексных соединений металлов с органическими лигандами, люминесценция кристаллофосфоров. Люминесцентные реакции. Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Содержатся в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прикреплен к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пентин Ю. А., Вилков Л. В. Физические методы исследования в химии: учеб. для вузов М.: Мир, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смагин В.П., Юдина Е.В. Методы молекулярной спектроскопии: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009
Л2.2 В.П. Смагин Физические методы исследования в химии: Учебное пособие для ВУЗов Барнаул: Изд-во АлтГУ. , 2007.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержатся в ФОС