МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новые образовательные технологии в изучении химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент , Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент , Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Новые образовательные технологии в изучении химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в сфере педагогического образования на основе изучения современных педагогических технологий и методических требований к их применению в школьном учебном процессе, необходимых для совершенствования и развития личностных качеств и успешного решения профессиональных типовых задач в сфере педагогического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
ПК-12 владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- требования федерального государственного стандарта общего образования в части предметной области «химия» для всех ступеней образования в школе;
- цели, задачи и содержание по химии общего образования;
- содержание, структуру и методический аппарат учебных программ и школьных учебников по химии;
- методы и приемы обучения химии;
- основные организационные формы обучения и химии;
- методические требования по применению педагогических технологий в процессе обучения химии;
- основные качества современных педагогических технологий;
- классификацию педагогических технологий, в том числе инновационных;
- структуру педагогической технологии в области химических наук;
- содержание и методику проведения ученического эксперимента по химии;
- приемы организации познавательной деятельности обучающихся;
- основные типы, функции и формы контроля;
- общие и научно-теоретические основы обучения химии в школе,содержание курса химии, его структуру и принципы построения,
- методы отбора содержания курса химии и последовательность изложения материала, специфические закономерности обучения курсу химии, технику безопасности при проведении опытов по химии,
нормативную документацию, сопровождающую учебный процесс.
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать педагогическую деятельность;
- анализировать с теоретических позиций методики обучения химии школьные программы и учебники по химии, другие средства обучения;
- адаптировать имеющуюся или разработать авторскую учебную программу;
- оптимально выбирать метод обучения химии;
- уметь использовать современные педагогические технологии в процессе обучения химии;
- организовывать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий;
- применять различные формы контроля и различные шкалы оценивания знаний учащихся и собственной деятельности;
- вырабатывать критерии отбора материала курса химии,разрабатывать содержание и структуру курса химии в зависимости от типа учебного заведения и целей обучения, формировать интерес обучающихся к предмету, оборудовать и рганизовывать ученический эксперимент, а также исследовательскую работу учащихся по химии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- во владении различными техниками и методиками обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
- владеть навыками применения современных педагогических технологий в процессе обучения химии;
- владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Новые образовательные технологии в изучении химии
1.1. Основные понятия, классификация, методология и области применения образовательных технологий Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Принципы развития инновационных технологий в изучении химии Практические 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Развитие познавательных и творческих интересов у учащихся при изучении химиии Сам. работа 9 7 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Технология личностно-ориентированного обучения
2.1. Использование личностно- ориентированного обучения на уроках химии: цели, задачи,классификация ожидаемый результат. Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Организация личностно- ориентированного урока:структура деятельности учителя и учащихся. Практические 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Разработка урока, проекта с использованием технологии личностно-ориентированного обучения Сам. работа 9 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Технология проблемного обучения
3.1. История развития представлений о проблемном обучении.Способы организации проблемного обучения Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Использование методов проблемного обучения на уроках химии Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Практическое использование методики проблемного обучения в курсе химии. Практические 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Методы проблемного обучения при организации подготовки к ГИА, ЕГЭ по химии Сам. работа 9 8 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.5. Разработка урока, проекта с использованием проблемного обучения Сам. работа 9 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Технология разноуровневого обучения
4.1. Использование технологий, методов, приемов, техник дифференциации обучения химии на разных этах урока химии Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Применение и разработка разноуровневых заданий для контроля и самоконтроля при изучении химии Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Использование разноуровневой технологии при подготов к ЕГЭ по химии Практические 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.4. Уровневая дифференциация, как метод улучшения качества получаемых знаний по химии. Практические 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.5. Подготовка тестовых заданий, разноуровневые контрольных и самостоятельных работ, рейтинговых заданий и т.д. с применением технологий разноуровневого обучения Сам. работа 9 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Проектная технология
5.1. Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс. Результаты применения метода проектов Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Проекты в системе уроков химии Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Исследовательская деятельность учащихся по химии Практические 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.4. Проекты во внеурочной деятельности Сам. работа 9 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.5. Разработка урока, проекта с использованием проектной технологии Сам. работа 9 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Технология интегративного обучения
6.1. Использование методов интегративного обучения на уроках химии Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
6.2. Круглый стол "Интегрированный урок: за и "против" Практические 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.3. Разработка урока, проекта с использованием интегративного обучения Сам. работа 9 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 7. Информационно-коммуникативная технология
7.1. Использование ИКТ на уроках химии: цели, задачи,классификация ожидаемый результат. Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
7.2. Практическое применение ИКТ на. "Плюсы“ и минусы” использования информационно-программных средств в обучении химии Практические 9 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Разработка урока, проекта с использованием информационно-коммукативной технологии Сам. работа 9 7 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
7.4. Круглый стол "Новые образовательные технологии в изучении химии" Практические 9 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
7.5. Подготовка презентаций, докладов и материалов к зачету в форме круглого стола Сам. работа 9 10 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник: Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Минченков Е.Е. Общая методика преподавания химии: Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2015 e.lanbook.com
Л1.3 Пак М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум: 2018-04-11: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кульневич С.В Современный урок: Ростов-на-Д.: Учитель, 2004
Л2.2 Ерыгин Д.П. Методика решения задач по химии: М.: Просвещение, 1977
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э2 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:
- программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»);
- программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»).
операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian;
- операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Интернет библиотека Интернет библиотека электронных книг Elibrus (http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml)
5. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность (http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm)
6. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.mon.gov.ru)
7. Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей». (http://www.it-n.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Размещены вприложении