МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оркестровый класс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-3-2019
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 288
самостоятельная работа 288
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1, 3, 5, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 18 18 18 18 18 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 288 288
Сам. работа 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 288 288
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 576 576

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Оркестровый класс

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к работе в профессиональных коллективах
развить у студентов оркестровое мышление
изучить оркестровый репертуар
развить художественный вкус студентов, расширить их музыкальный кругозор

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях
ПК-8 готовностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности
ПК-30 способностью осуществлять художественное руководство творческим коллективом (самодеятельными/любительскими в области народного творчества), руководить учебными музыкально-исполнительскими коллективами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.задачи и этапы репетиционной работы, последовательность всех этапов репетиционной работы
основные термины и понятия музыкальной педагогики и психологии
механизмы работы творческого воображения и мышления
выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре, ансамбле, дуэте
базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать репетиционный процесс
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле
применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
работать в составе оркестра, ансамбля, дуэта в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство этими коллективами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.творческим подходом к работе над музыкальным произведением
необходимыми навыками психологии обучения, современными приёмами их развития
умением исполнения партий в оркестре, ансамбле, пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях, а также возможностями выполнять работу по художественному руководству

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Адаптация студентов в оркестре
1.1. Приобретение навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 1 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие техники чтения с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 1 18 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 1 18 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 1 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 2 18 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 2 18 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 2 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 2 18 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Становление навыков игры в оркестре
2.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 3 18 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 3 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 3 18 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 3 18 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 4 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 4 36 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 4 18 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Развитие навыков игры в оркестре
3.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 5 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 5 18 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 5 18 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 5 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 6 18 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 6 12 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 6 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 6 12 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.9. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 6 12 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Совершенствование навыков игры в оркестре
4.1. Совершенствование навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 7 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 7 18 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 7 18 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 7 18 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 8 6 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 8 6 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 8 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 8 6 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Профессиональная игра в оркестре
5.1. Свободное чтение с листа в составе оркестра Практические 8 6 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Свободное чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 8 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 8 6 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 8 6 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 8 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических и художественных задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 8 6 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 8 6 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 8 6 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Курс "Оркестровый класс" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешной работы в оркестровом коллективе, его участникам необходимо иметь общее представление об исполняемом сочинении, хорошо выучить партию и свободное владеть инструментом. На занятиях необходимо добиваться единства звучания, атаки звука, динамики и интонации с другими участниками коллектива. Целесообразно организовывать групповые репетиции, где особо должны ставится вопросы унификации звучания, единства аппликатуры, штрихов и динамики. Можно порекомендовать индивидуальную сдачу партий как концертмейстеру оркестра так и дирижёру. Необходимо детально изучить психологические, творческие и организационные особенности репетиционного процесса, приобрести навыки не только исполнения партий в оркестре, но и, при необходимости, художественного руководства творческим коллективом.