Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Аналитическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_АХ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент
1.1. | • сформировать общие представления методах атомной и молекулярной спектроскопии, их месте в ряду физических методов исследования веществ, материалов и процессов, понимание их роли для решения современных аналитической задач; • сформировать представления об инструментальной базе методов спектроскопии, о тенденциях ее развития; • освоить общие правила проведения исследований, интерпретации и описания результатов, полученных спектральными методами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-1 | способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | наиболее общие законы и правила, на которых базируются методы атомной и молекулярной спектроскопии, которые позволяют устанавливать взаимосвязи между действием электромагнитного излучения на вещество, природой, составом, строением и свойствами вещества, процессами, происходящими в веществе при оказании на него данного воздействия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные физико-химические законы для интерпретации экспериментальных результатов, полученных с использованием методов атомной и молекулярной спектроскопии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | подготовки пробы для проведения исследования, техникой проведения простейшего экспериментального исследования с использованием физического оборудования, правилами обработки и обсуждения экспериментальных данных, полученных с применением методов атомной и молекулярной спектроскопии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие вопросы спектроскопии | ||||||
1.1. | Основы спектрометрии. Применение спектроскопических методов для качественного и количественного исследования веществ, материалов и процессов. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Спектральные приборы. Классификация спектральных приборов. Единый подход к регистрации спектров веществ в различных частотных диапазонах. Типичные блок-схемы абсорбционных и эмиссионных спектральных приборов: источники излучения, диспергирующие и модулирующие устройства, приемники излучения. Оптимальные условия регистрации спектров. Спектральные и физико-химические помехи, способы минимизации их влияния на спектр. | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Методы атомной спектрометрии | ||||||
2.1. | Общая характеристика и применение методов атомной спектрометрии | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Определение калия и натрия | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Абсорбционные и имиссионные методы атомной спектрометрии. | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Абсорбционная молекулярная спектроскопия в УФ и видимой области спектра | ||||||
3.1. | Количественные методы молекулярной электронной абсорбционной спектроскопии | Лекции | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Определение марганца в сталях; определение сульфосалициловой кислоты в растворе; определение константы устойчивости комплексного соединения; определение константы равновесия органического соединения. | Лабораторные | 2 | 16 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Происхождение молекулярных электронных спектров веществ. Влияние межмолекулярного взаимодействия на спектральные свойства веществ. Применение спектрофотометрических методов для исследования равновесий в растворах: методы определения констант диссоциации органических соединений, методы определения состава комплексных соединений, методы определения констант устойчивости комплексных соединений, методы определения молярного коэффициента поглощения комплексных соединений. Методы расчета изменения энергии Гиббса, энтальпии и энтропии по данным спектрофотометрических исследований. Спектрофотометрическое определение кинетических параметров (υ, k) различных процессов. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Методы люминесцентной спектроскопии | ||||||
4.1. | Люминесцентный анализ. Методы люминесцентного анализа. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Флуориметрическое определение Р6Ж | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Люминесценция органических и неорганических веществ, люминесценция комплексных соединений металлов с органическими лигандами, люминесценция кристаллофосфоров. Люминесцентные реакции. | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Содержатся в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прикреплен к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бёккер Ю. | Спектроскопия [Электронный ресурс]: монография | М. Техносфера, 2009 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ефимова А.И., Головань Л.А., Кашкаров П.К. | Инфракрасная спектроскопия твердотельных систем пониженной размерности: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Ф.А. Халиуллин, А.Р. Валиева, В.А. Катаев | Инфракрасная спектроскопия в фармацевтическом анализе: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Тимофеев В.Б. | Оптическая спектроскопия объемных полупроводников и наноструктур: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2015 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не предусмотрены | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Содержатся в ФОС |