МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар "Практика медиаисследования"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_ЖТиММР-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 176
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1
курсовая работа: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 86 86 90 90 176 176
Часы на контроль 4 4 0 0 4 4
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.;д.филол.н., профессор, Лукашевич Е.В.;д.ф.н., профессор, Мансурова В.Д.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар "Практика медиаисследования"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие научно-исследовательских, журналистских авторских способностей и приобретение знаний магистрантами в области актуальной проблематики исследования теории и практики журналистской деятельности, а также повышение эффективности самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки магистерской диссертации, для развития и закрепления навыков аналитической работы с медиаресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-1 Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа; необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы
3.2.Уметь:
3.2.1.определять поле исследования, разрабатывать или адаптировать методологию, собирать и анализировать информацию, применяя избранную методику, и формулировать полученные результаты; осуществлять регулярный мониторинг тем и проблем информационной повестки дня; формировать круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения; анализировать релевантную информацию из доступных документальных источников; определять круг задач по разработке и реализации проекта в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; выявлять слабые и сильные стороны проекта, соответствие проекта информационной политике СМИ для осуществления профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками формирования научного текста в соответствии с академическими правилами и форматами; навыками контроля достоверности и полноты полученной информации, систематизации фактов и мнений; навыками разработки оригинальных творческих решений; навыками подготовки публикаций журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа; имеет практический опыт участия в проектной деятельности и/или управления проектом на разных этапах его жизненного цикла в соответствии с избранными видами профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию и творческой работе. Требования к курсовой работе и магистерской диссертации Лабораторные 1 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Выбор темы и обоснование актуальности научного исследования. Лабораторные 1 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Работа с учебной и справочной литературой. Конспектирование научных источников Сам. работа 1 7 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Определение объекта и предмета медиаисследования. Лабораторные 1 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Теоретическая база исследования: методология и методы исследования Сам. работа 1 6 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет Сам. работа 1 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Анализ учебной и методической литературы по теме исследования. Законспектируйте источники Сам. работа 1 10 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Планирование научного исследования Лабораторные 1 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. План работы над медиаисследованием Сам. работа 1 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Эмпирическая база для медиаисследований. Пилотный проект Сам. работа 1 6 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Выступления с сообщением по основным пунктам введения к медиаисследованию на семинаре. Их анализ Лабораторные 1 8 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Индивидуальные консультации Сам. работа 1 10 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования Сам. работа 1 14 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы Сам. работа 1 25 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Определение эмпирической базы исследования. Оформление результатов первого этапа исследования
2.1. Эмпирическая база и ее спецификация для магистерских диссертаций по журналистике. Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Подготовка сообщения с обоснованием методов работы с эмпирической базой исследования. Подготовка научного исследования: план-график анализа эмпирического материала Сам. работа 2 10 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Обоснование методов исследования. Общенаучные, частно-научные, специальные методы исследования применительно к теме ВКР магистра Лабораторные 2 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Анализ эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой Сам. работа 2 8 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Новые аспекты исследования Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Этапы научного исследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование доказательной базы исследования Сам. работа 2 6 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Итоговый вариант курсовой работы Сам. работа 2 14 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Научная статья как жанр научного сочинения.Доклад на научной конференции. Специфика презентации научных результатов. Лабораторные 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Публичная защита курсовой работы на занятии Лабораторные 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Завершающий этап работы над медиаисследованием
3.1. Особенности завершающего этапа исследования, оформление его результатов, подготовка к их верификации и проверка. Индивидуальные консультации Сам. работа 2 12 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Анализ полученных результатов исследовательской и практико-ориентированной работы Сам. работа 2 2 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Проблемные зоны исследования, корректировка исходных установок и гипотез медиаисследования Сам. работа 2 12 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Доклады и тексты статей / тезисов для участия в научных конференциях Сам. работа 2 14 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Интеграция теоретических и практических результатов работы в семинаре. Выступления студентов с докладами, их анализ в группе. Лабораторные 2 3 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Выявление «белых пятен» исследовательского процесса и оформление перспектив доработки магистерской диссертации в период преддипломной практики Лабораторные 2 5 УК-2, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л1.2 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева А. О. Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение