Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 32 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,329999923706 | 18 | 18 | 19,5 | 18 | 19,5 | 18,5 | 17 | ||||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 288 | 288 |
Сам. работа | 108 | 108 | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | 108 | 108 | 702 | 702 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 0 | 0 | 162 | 162 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 1152 | 1152 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | воспитание высококвалифицированных музыкантов, подготовленных к активной исполнительской, педагогической и просветительской деятельности формирование умения грамотно, технически совершенно, стилистически точно, художественно-выразительно исполнить сольную программу приобретение, совершенствование профессиональных и исполнительских навыков и умений развитие навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания |
ПК-16 | Способностью исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох |
ПК-21 | Готовностью к изучению и овладению основным педагогическим репертуаром |
ПК-25 | Способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные жанры и художественные стили произведений основные задачи исполнения произведения на эстраде акустические возможности инструмента основной педагогический репертуар и уровни его постижения профессиональную терминологию основные характеристики стилеобразования в музыке |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | передать средствами музыкального языка замысел автора произведения демонстрировать артистизм, достигать необходимой свободы самовыражения освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями сопоставлять собственное видение произведения у обучающихся с существующими образцами анализировать исполнительские интерпретации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | необходимыми исполнительскими средствами и приемами возможностью достигать свободы самовыражения приемами концентрации внимания способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения методами наглядного показа произведений из проходимого репертуара знанием истории создания произведения, его места в наследии композитора способностью осуществлять результативную педагогическую работу в условиях образовательной организации приемами стилистического анализа в музыке |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Подготовка к концертному выступлению в 1 семестре | ||||||
1.1. | Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. | Практические | 1 | 8 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. | Практические | 1 | 8 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.3. | Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. | Практические | 1 | 10 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.4. | Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. | Практические | 1 | 10 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.5. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). | Сам. работа | 1 | 108 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. Подготовка к концертному выступлению во 2 семестре. | ||||||
2.1. | Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. | Практические | 2 | 8 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. | Практические | 2 | 8 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.3. | Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. | Практические | 2 | 10 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.4. | Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. | Практические | 2 | 10 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.5. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения(произведения из примерного репертуарного списка). | Сам. работа | 2 | 81 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 3. Подготовка к концертному выступлению в 3 семестре. Совершенствование профессиональных навыков. | ||||||
3.1. | Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. | Практические | 3 | 8 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.2. | Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. | Практические | 3 | 8 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.3. | Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. | Практические | 3 | 10 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.4. | Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. | Практические | 3 | 10 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.5. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения(произведения из примерного репертуарного списка). | Сам. работа | 3 | 81 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 4. Подготовка к концертному выступлению в 4 семестре. Совершенствование профессиональных навыков. | ||||||
4.1. | Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. | Практические | 4 | 8 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. | Практические | 4 | 8 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.3. | Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. | Практические | 4 | 10 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.4. | Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. | Практические | 4 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.5. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). | Сам. работа | 4 | 81 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 5. Подготовка к концертному выступлению в 5 семестре. | ||||||
5.1. | Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. | Практические | 5 | 6 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.2. | Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. | Практические | 5 | 6 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.3. | Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. | Практические | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.4. | Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. | Практические | 5 | 8 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.5. | Концерты. Работа над сольной партией, изучение оркестрового сопровождения в ходе репетиционной работы. | Практические | 5 | 8 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.6. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). | Сам. работа | 5 | 81 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 6. Подготовка к концертному выступлению в 6 семестре. | ||||||
6.1. | Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. | Практические | 6 | 8 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
6.2. | Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. | Практические | 6 | 8 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
6.3. | Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. | Практические | 6 | 10 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
6.4. | Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. | Практические | 6 | 10 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
6.5. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). | Сам. работа | 6 | 81 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 7. Подготовка к концертному выступлению в 7 семестре. | ||||||
7.1. | Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. | Практические | 7 | 8 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
7.2. | Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. | Практические | 7 | 8 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
7.3. | Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. | Практические | 7 | 10 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
7.4. | Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. | Практические | 7 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
7.5. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). | Сам. работа | 7 | 81 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 8. Подготовка к концертному выступлению в 8 семестре. | ||||||
8.1. | Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. | Практические | 8 | 8 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
8.2. | Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. | Практические | 8 | 8 | ПК-16 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
8.3. | Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. | Практические | 8 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
8.4. | Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. | Практические | 8 | 10 | ПК-21 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
8.5. | Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). | Сам. работа | 8 | 108 | ПК-25 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Цыпин Г.М. | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Цыпин Г.М. | ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э3 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э4 | Курс "Специальный инструмент" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Актовый зал Д | концертный зал | Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт. |
Важнейшей целью занятий по специальному инструменту является понимание главного – свободного овладения инструментом, позволяющего воплощать художественный замысел произведения и доносить его до слушателей. Работа в должна быть направлена на постижение и творческое воплощение содержания, формы и стиля изучаемых произведений, овладение многообразными средствами художественного мастерства. Стремясь к наиболее совершенному исполнению, постоянно развивая виртуозную технику, постигая пути и методы овладения приемами игры на инструменте, нужно понимать музыкально-исполнительскую технику как средство воплощения художественно-исполнительского замысла. Воспитание художественной и технической сторон музыкально-исполнительского мастерства следует осуществлять в их неразрывном единстве. Плодотворность этой работы в значительной мере связана и с развитием творческой инициативы, развитием навыков самостоятельной работы, чувства ответственности, сознательной дисциплины и воли к преодолению трудностей, умения обобщать приобретаемые знания, навыки и применять их на практике. Основная форма аудиторной работы – урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и студента над музыкальным произведением, рекомендации преподавателя относительно способов самостоятельной работы. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, но также во многом обусловлена сложившимися в процессе занятий отношений ученика и педагога. Аудиторные занятия, как правило, сочетают словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. Занятия строятся на основе последовательно разработанной программы обучения. Последовательность изучения репертуара и его объем зависит от степени музы-кальной одаренности, специальной подготовки и индивидуальных особенностей студента. В репертуар следует включать сочинения, различные по стилю, жанру и форме. Основное место должна занимать классическая музыка - лучшие произведения отечественных и зарубежных композиторов. На старших курсах внимание должно быть уделено освоению художественных и технических особенностей современной музыки. Отбор произведений требует особенной тщательности, по возможности каждое сочинение должно быть художественно-ценным, увлекательным, педагогически целесообразным и должно выполнять определенную воспитательную роль (то есть способствовать формированию нравственных идеалов и эстетического вкуса). Помимо произведений, изучаемых детально, необходимо проходить часть репертуара в порядке ознакомления. Указанные в ФОС репертуарные списки не являются исчерпывающими и дают возможность для проявления личной инициативы. Важную роль в формировании художественного мастерства и профессионального становления призвана сыграть исполнительская и преддипломная практика. При составлении репертуарного плана следует предусмотреть использование ряда произведений в исполнительской практике. Для исправления неправильных навыков и ликвидации пробелов начального периода обучения, следует в использовать инструктивный материал (гаммы, этюды). Целесообразно пересмотреть при необходимости постановочные моменты с целью обеспечения существенного прогресса в овладении инструментом. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от содержания и характера учебных задач, для решения которых используется тот или иной этюд. Здесь может быть и доведение исполнения этюда до возможной степени законченности и использование его в плане ознакомления. Работа над качеством звучания, интонацией, ритмом, динамикой в равной мере необходима при изучении как художественного материала, так и учебно-вспомогательного и должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания студента. В период обучения большое значение имеет организация самостоятельной работы . Развитие самостоятельного музыкального мышления и умение без посторонней помощи подготовить произведение к исполнению является одной из центральных задач музыкального воспитания. |