МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы пожарно-технической экспертизы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-1234-2018
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
преподаватель, Петухов Виктор Анатольевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Основы пожарно-технической экспертизы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами знаний теоретических и методологических основ в области пожарно-технической экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью принимать решения в пределах своих полномочий
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ОПК-3 способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности
ПК-9 готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики
ПК-10 способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
ПК-11 способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.действующее законодательство РФ;
правовую квалификацию правонарушений и преступлений по делам, связанным с пожарами;
правовые аспекты и процессуальный порядок возбуждения и расследования уголовных и административных дел о пожарах;
основы криминалистической методики расследования преступлений связанных с пожарами;
основы пожарно-технической экспертизы;
методологию осмотра места пожара;
методические принципы установления причины пожара;
процессуальный порядок применения технических средств при исследовании пожаров;
основные методы, применяемые при экспертизе пожаров;
порядок участия в судебном заседании в качестве эксперта.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знание норм действующего законодательства и проводить расследование уголовных и административных дел о пожарах;
проводить следственные действия на месте пожара и устанавливать их причины;
подготавливать процессуальные документы по расследуемому факту пожара;
исследовать вещественные доказательства;
использовать современные методы измерения и исследования при решении задач, возникающих при расследовании пожаров;
участвовать в расследовании и судебном рассмотрении дел;
прогнозировать последствия нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки применения тактических решений и методов при проведении следственных действий;
методами анализа информации и навыками использования технических средств при работе на месте пожара;
составления документов юридического содержания;
устных выступлений по судебной экспертизе;
аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;
ведения дискуссии;
подготовки экспертных заключений;
консультирования граждан по вопросам пожарно-технической экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы пожарно-технической экспертизы.
1.1. Предмет пожарно-технической экспертизы (ПТЭ). Объекты судебной пожарно-технической экспертизы. Компетенция пожарно-технического эксперта. Права и обязанности эксперта. Ответственность эксперта. Лекции 5 2
1.2. Участие эксперта в следственных действиях. Сам. работа 5 4
1.3. Порядок хранения материалов дела и вещественных доказательств, условия и порядок применения разрушающих методов исследования. Сам. работа 5 8
1.4. Очаговые признаки и их формирование. Очаги пожара и очаги горения, принципы их дифференциации. Установление очага пожара. Практические 5 2
1.5. Прочие вопросы, находящиеся в компетенции пожарно-технического эксперта и методические принципы их применения. Сам. работа 5 6
1.6. Характер поведения на пожаре изделий из неорганических материалов. Характер поведения на пожаре веществ, материалов, изделий органической природы. Сам. работа 5 6
1.7. Методология осмотра места пожара. Методические принципы установления механизма возникновения горения. Сам. работа 5 6
1.8. Физико-химические процессы формирования очаговых признаков пожара. Сам. работа 5 4
1.9. Анализ совокупности информации и формирование выводов об очаге пожара. Сам. работа 5 6
Раздел 2. Механизм возникновения горения. Методология установления причастности источников зажигания к возникновению пожара.
2.1. Пламя, тепловое излучение пламени. Искры от сгорания твердых топлив. Фрикционные искры и трение. Нагретые поверхности. Разряды статического, атмосферного электричества. Сфокусированный тепловой луч. Тлеющее табачное изделие. Лекции 5 2
2.2. Пламя, тепловое излучение пламени. Искры от сгорания твердых топлив. Фрикционные искры и трение. Нагретые поверхности. Разряды статического, атмосферного электричества. Сфокусированный тепловой луч. Тлеющее табачное изделие. Сам. работа 5 8
2.3. Обнаружение и изъятие вещественных объектов, а также предметов, веществ и материалов. Сам. работа 5 8
2.4. Анализ причастности к возникновению пожара элементов электросетей. Анализ причастности к возникновению пожара тепловых, механических и химических источников зажигания. Практические 5 2
2.5. Отбор проб для дальнейшего исследования, выявление и фиксация визуальных признаков аварийных режимов. Сам. работа 5 6
2.6. Работа по версии о поджоге. Применение газоанализаторов фотоионизационного типа и газоанализаторов с индикаторными трубками для поиска места локализации остатков горючей жидкости на месте пожара. Сам. работа 5 6
2.7. Обнаружение смесей на основе активных окислителей и пиротехнических составов. Сам. работа 5 6
2.8. Отбор и упаковка проб газовой фазы и твердых объектов-носителей остатков ЛВЖ и ГЖ для последующего исследования их в лабораторных условиях. Сам. работа 5 6
2.9. Охрана труда при производстве осмотра места пожара и исследованиях веществ, материалов и изделий. Сам. работа 5 5
Раздел 3. Использование современных методов исследования в экспертизе пожаров.
3.1. Использование современных методов исследования в экспертизе пожаров. Лекции 5 2
3.2. Использование методов хроматографии в экспертных исследованиях по делам о пожарах. Сам. работа 5 10
3.3. Классификация методов хроматографии. Физико-химическая сущность хроматографического разделения. Газовая хроматография. Жидкостная хроматография. Тонкослойная хроматография. Практические 5 2
3.4. Сорбенты. Элюенты. Способы хроматографирования. Методы детектирования (проявления) хроматографических зон. Обнаружение и исследование остатков нефтепродуктов методом ТСХ. Сам. работа 5 8
3.5. Использование методов термического анализа в экспертных исследованиях по делам о пожарах. Использование метода флуоресцентной спектроскопии в экспертных исследованиях по делам о пожарах. Сам. работа 5 10
3.6. Методы термического анализа (термография, термогравиметрия, калометрия). Люминесценция. Флуоресценция. Сам. работа 5 8
3.7. Устройство и принцип работы приборов для регистрации спектров люминесценции и возбуждения люминесценции. Способы регистрации спектров. Использование метода в экспертных исследованиях по делам о пожарах. Сам. работа 5 6
3.8. Применение методов молекулярной и атомной спектроскопии для экспертизы пожаров. Сам. работа 5 10
3.9. Определение элементного состава остатков интенсификаторов горения при поджогах. Обнаружение следов антипиренов и установление их состава в обугленных остатках древесины. Анализ элементного состава копоти. Сам. работа 5 8
3.10. Ультразвуковые методы. Магнитные методы. Вихретоковые методы. Электрические методы. Сам. работа 5 10
3.11. Использование металлографических и морфологических исследований при экспертизе пожаров. Дифференциация первичного короткого замыкания (ПКЗ) и вторичного короткого замыкания (ВКЗ) медного проводника. Сам. работа 5 6
Раздел 4. Анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий.
4.1. Содержание надзорной деятельности. Применение нормативной базы пожарной безопасности при производстве пожарно- технических экспертиз. Установление причинно-следственной связи между нарушением требований пожарной безопасности и наступившими последствиями. Лекции 5 2
4.2. Применение расчетных сценариев развития пожара в экспертизе пожаров. Пожарно-техническая экспертиза по делам об административных правонарушениях. Практические 5 2
4.3. Содержание надзорной деятельности. Применение нормативной базы пожарной безопасности при производстве пожарно- технических экспертиз. Установление причинно-следственной связи между нарушением требований пожарной безопасности и наступившими последствиями. Сам. работа 5 8
4.4. Реконструкция возникновения и развития пожара. Ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Сам. работа 5 2
4.5. Применение расчетных методов в ПТЭ. Компьютерные расчетные программы. Сам. работа 5 8
4.6. Использование различных средств фиксации при производстве экспертиз. Оформление заключения эксперта. Сам. работа 5 4
4.7. Формальные требования и их выполнение, сортировка и анализ информации. Общие представления о возможностях экспертных экспериментов. Моделирование. Выдвижение и анализ версий о причине пожара. Сам. работа 5 8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов для экзамена
1. В чем состоят основные цели и задачи пожарно-технической экспертизы? Каков порядок назначения и проведения пожарно-технической экспертизы?
2. Как осуществляется техническое обеспечение расследования пожаров? В чем заключается работа технического специалиста на стадии проверки по факту пожара? Каковы структура и основные функции испытательных пожарных лабораторий?
3. Каковы задачи осмотра места пожара? Из каких стадий состоит осмотр места пожара? Какая работа должна выполняться на каждой стадии? Каковы методы исследования места пожара? Какие инструменты и материалы необходимо иметь дознавателю при осмотре места пожара? Каким образом происходит фиксация обстановки места пожара?
4. Что представляет собой протокол осмотра места пожара? Какую основную и служебную информацию он должен содержать? На какой стадии осмотра места пожара изымаются вещественные доказательства, как это делается и как процессуально оформляется?
5. В чем состоят задачи дознавателя на стадии тушения пожара? Каковы задачи технического специалиста на стадии тушения пожара?
6. Какие технические средств используются при осмотре места пожара? Какими приборами и материалами укомплектован чемодан дознавателя? Какое оборудование несет передвижная пожарно-техническая лаборатория и какие задачи она может решать на месте пожара?
7. Опишите технические средства записи информации при осмотре места пожара. Опишите методы и процессуальные основы видео и фотосъемки чрезвычайных происшествий.
8. Что такое очаг пожара? В чем отличие очага пожара от очага горения? Как и почему возникают на пожаре очаги горения? В каких случаях могут возникнуть множественные первичные очаги пожара?
9. В каких случаях на реальных пожарах могут не сформироваться очаговые признаки? Как может происходить нивелирование и уничтожение очаговых признаков?
10. Как следует искать очаг пожара? Охарактеризуйте основные признаки очага пожара на участке его возникновения. Какие очаговые признаки формирует на пожаре: конвекция? Что такое "очаговый конус"?
11. Какие признаки очага пожара могут формировать кондукция, лучистый теплообмен? Какое влияние на формирование очаговых признаков могут оказывать сосредоточение пожарной нагрузки, особенности тушения пожара?
12. Охарактеризуйте признаки направленности распространения горения по горизонтали и по вертикали. Что такое "верховой пожар"?
13. Что такое «общая вспышка», «пробежка пламени», «обратная тяга»? К каким последствиям, осложняющим расследование пожаров, они приводят?
14. Какие неорганические неметаллические строительные материалы могут быть объектом экспертно-криминалистического исследования после пожара? Как осуществляется визуальная оценка термических поражений и выявление очаговых признаков на изделиях и конструкциях из неорганических неметаллических строительных материалов?
15. Охарактеризуйте инструментальные методы исследования неорганических неметаллических строительных материалов, их сферы применения и получаемую экспертную информацию. Как следует производить отбор проб неорганических неметаллических строительных материалов для лабораторных исследований?
16. С какой целью и как необходимо фиксировать остаточные температурные зоны на массивных конструкциях из теплоемких материалов после пожара? Какая техника для этого применяется?
17. Какими процессами и явлениями сопровождается тепловое воздействие пожара на различные металлы и сплавы? Как осуществляется визуальная фиксация деформаций металлоконструкций на месте пожара? В чем проявляется потеря несущей способности металлических конструкций? Что такое величина относительной деформации металлоконструкции?
18. Какие окислы, образующиеся на поверхностях различных металлов, могут давать экспертную информацию при расследовании пожаров? Что такое «цвета побежалости»? Что представляет собой стальная окалина? Какие экспертные выводы можно сделать по результатам их визуального исследования?
19. В каких случаях возникают расплавления и проплавления металлов? По каким причинам может образоваться дырка в стальном листе во время пожара? Как устанавливается возможность протекания процесса горения металлов?
20. Охарактеризуйте инструментальные методы исследования структурных изменений металлов на пожарах, их сферы применения и получаемую экспертную информацию. В чем разница экспертного исследования после пожара изделий из холоднодеформированных и горячекатаных сталей? Опишите инструментальные методы исследования стальной окалины.
21. Какую экспертную информацию дает исследование обугленных остатков древесины и древесных композиционных материалов? Какие признаки выгорания древесных материалов следует в первую очередь отмечать при осмотре места пожара? Как следует правильно измерять глубину обугливания древесины?
22. Охарактеризуйте инструментальные методы исследования обугленных остатков древесины, их сферы применения для различных древесных материалов и получаемую экспертную информацию. Как следует производить отбор проб обугленных остатков древесины для инструментальных исследований?
23. В чем состоят особенности поведения термопластичных и термореактивных пластмасс на пожаре? Какую экспертную информацию можно получить при визуальном и инструментальном исследовании обгоревших изделий из пластмасс? Какими инструментальными методами можно выявлять зоны термических поражений полимерных материалов?
24. Какие изменения происходят при нагреве с лакокрасочными покрытиями различной природы и состава? Каковы температурные диапазоны информативности при исследовании различных лакокрасочных покрытий? Какую экспертную информацию можно получить при визуальном осмотре обгоревших окрашенных изделий и материалов?
25. Охарактеризуйте инструментальные методы исследования обугленных остатков лакокрасочных покрытий, их сферы применения для различных типов лакокрасочных покрытий и получаемую экспертную информацию. Как следует производить отбор проб обгоревших лакокрасочных покрытий для инструментальных исследований?
26. На основании какой информации формируется предварительный вывод об очаге пожара? Охарактеризуйте температурные интервалы информативности инструментальных методов исследования различных конструкционных материалов, составляющих пожарную нагрузку. Опишите косвенные признаки очага пожара.
27. Охарактеризуйте вспомогательные методы определения очага пожара. Как следует фиксировать признаки аварийных режимов в электросетях, и каким образом используется эта информация при поисках очага пожара?
28. Что понимается под непосредственной (технической) причиной пожара? Каким путем производится установление причины пожара?
29. В каких случаях выдвигается и как отрабатывается версия о причастности к возникновению пожара электротехнических приборов и устройств? Что входит в понятие "электросеть" и как следует ее исследовать при осмотре места пожара?
30. Изложите порядок исследования электропроводов, в том числе электропроводов в металлооболочках. Как исследуются электропровода на месте пожара? Опишите визуальные признаки, по которым можно отличить дуговые оплавления от оплавления теплом пожара (в том числе и по состоянию изоляции)?
31. Охарактеризуйте инструментальные методы изучения электропроводов, изъятых с места пожара. Какую экспертную информацию они дают? Как следует изымать электропровода с места пожара? Изложите краткую суть и последовательность операций при металлографическом исследовании проводов со следами короткого замыкания.
32. Как отрабатываются версии о причастности к возникновению пожара аварийных режимов больших переходных сопротивлений и перегрузки?
33. Изложите порядок отработки версии о причастности к возникновению пожара различных электронагревательных приборов? Какие инструментальные методы применяются при исследовании ТЭНов?
34. Охарактеризуйте возможные аварийные режимы в электроосветительных приборах, в которых используются лампы накаливания. Изложите порядок отработки версии о причастности к возникновению пожара ламп накаливания. Какими инструментальными методами исследуются поврежденные лампы накаливания?
35. Охарактеризуйте возможные аварийные режимы в электроосветительных приборах с лампами дневного света. Изложите порядок отработки версии о причастности к возникновению пожара люминесцентных светильников.
36. Перечислите основные виды аппаратов защиты электросети. Как исследуются после пожара аппараты защиты электросети, и какую экспертную информацию можно при этом получить?
37. Какие аварийные режимы в электросети могут явиться причиной пожара? В чем их различие по причинам возникновения и способу выявления? Перечислите основные признаки, по которым устанавливается наличие различных аварийных режимов.
38. Как отрабатываются версии о причастности к возникновению пожара электрозвонков, бытовых холодильников, бытовых электронных приборов?
39. Изложите порядок отработки версии о причастности к возникновению пожара электроустановочных изделий, коммутационных устройств.
40. Перечислите виды теплового проявления механической энергии и опишите их пожарную опасность. Как отрабатывается версия о возникновении пожара от трения?
41. В каких промышленных процессах возможно возникновение механических искр? В чем разница между активными и пассивными механическими искрами? (поясните примерами). Как отрабатывается версия о возникновении пожара от механических искр? Опишите условия, при которых возможно возникновение горения от ударной искры и перечислите среды, способные воспламеняться при этих условиях.
42. Как возникает статическое электричество, и в каких процессах оно может накапливаться? Какие среды способны воспламеняться от разрядов статического электричества? Изложите порядок отработки версии о причастности к возникновению пожара разрядов статического электричества?
43. Какие физические факторы могут оказывать влияние на развитие тлеющего горения? Какие материалы проявляют склонность к тлеющему горению? При каких условиях может возникнуть тление горючих жидкостей? По каким признакам устанавливается протекание процесса тлеющего горения? Какие инструментальные методы могут при этом применяться?
44. При каких условиях и в каких средах и материалах возможно возникновение горения от источника зажигания малой мощности? Как образуются и как выглядят признаки возникновения пожара от тлеющего табачного изделия на окружающих конструкциях и предметах? Как отрабатывается версия о возникновении пожара от источника зажигания малой мощности?
45. Перечислите основные виды процессов самовозгорания. В чем сущность теплового самовозгорания веществ и материалов? Перечислите квалификационные признаки, по которым можно выявить протекание этого процесса. Как определяется склонность веществ к самовозгоранию?
46. В чем сущность химического самовозгорания, микробиологического самовозгорания веществ и материалов? Перечислите квалификационные признаки, по которым можно выявить протекание этих процессов. Какие теплофизические факторы способствуют развитию процесса микробиологического самовозгорания?
47. Охарактеризуйте основные квалификационные признаки поджога.
48. Охарактеризуйте косвенные признаки поджога, выявляемые на различных стадиях работ по расследованию пожаров (на путях следования к месту пожара, при прибытии на не ликвидированный пожар, при осмотре места пожара).
49. Какие основные типы инициаторов горения применяются при поджогах? Приведите примеры. Опишите полевые методы и приборы, использующиеся при обнаружении инициаторов горения на месте пожара.
50. Что представляют собой и как выявляются следы горения ЛВЖ и ГЖ на окружающих конструкциях?
51. Где следует искать остатки инициаторов горения? Как производить отбор и упаковку проб древесины, тканей, сыпучих материалов, грунтов при поисках инициаторов горения? Опишите лабораторные методы и приборы, использующиеся при исследовании проб на присутствие инициаторов горения. Какую экспертную информацию они дают?
52. Какие процессы чаще всего приводят к пожарам автомобилей? Какова последовательность действий пожарного специалиста при установлении очага и причины пожара в легковом автомобиле?
53. С какими материалами приходится иметь дело пожарному специалисту при подготовке заключения по пожарам, при написании пожарно-технической экспертизы? Как следует с ними работать? Как формируются выводы о причине пожара? Как классифицируются выводы по степени достоверности?
54. Как следует формулировать выводы о причине пожара? Приведите структуру заключения технического специалиста о причине пожара и охарактеризуйте содержание каждого пункта.
55. Что такое специальные знания? Какие существуют формы использования и предъявления специальных знаний в уголовном судопроизводстве? вопросов. Перечислите основные классы судебных экспертиз. В чем заключаются специальные знания пожарно-технического эксперта?
56. Кто такой специалист? Перечислите права и обязанности специалиста, основания для отвода специалиста. В чем состоит различие в правовом статусе и обязанностях эксперта и специалиста; особенности их работы на всех стадиях процессуальных действий, включая судебное заседание.
57. Что такое судебная экспертиза? Кто такой эксперт? Перечислите права и обязанности судебного эксперта; основания для отвода эксперта. Охарактеризуйте систему Государственных экспертных учреждений Российской Федерации. В чем состоят особенности назначения экспертизы в экспертное учреждение и частному эксперту?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.