МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория музыкального содержания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория музыкального содержания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание высококвалифицированных музыкантов,владеющих знаниями в области теории музыкального содержания и умеющих применять их при передаче содержания музыкальных произведений в своей исполнительской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы музыкально-аналитического процесса
проблемы психологии музыкальной деятельности
особенности музыкального исполнительства как вида творческой деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные профессиональные понятия и терминологию
использовать теоретические знания в своей будущей профессиональной деятельности
осуществлять творческий поиск в области музыкального исполнительства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.музыкальным исполнительством как видом творческой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. К построению теории музыкального содержания
1.1. Понятия "музыка" и "музыкальное содержание". Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений с точки зрения взаимодействия в них специального и неспециального музыкального содержания. Сам. работа 6 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Три стороны музыкального содержания. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания. Сам. работа 6 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Эмоциональное, изобразительное и символическое содержание музыки. Практические 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания. Сам. работа 6 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Проблема музыки как языка. Интонация в аспектах языка и семиотики. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Сам. работа 6 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Теория музыкальной интонации. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.12. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Анализ музыкальных произведений с точки зрения интонационной семантики. Сам. работа 6 16 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Содержание музыки исторических эпох
2.1. Специфика музыкального содержания эпохи барокко. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений эпохи барокко с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Семиотический анализ сочинений И. С. Баха. Сам. работа 6 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Три стороны музыкального содержания в барочных произведениях. Практические 6 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи барокко с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Специфика содержания музыки венских классиков Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений эпохи классицизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Три стороны музыкального содержания в произведениях классической эпохи. Практические 6 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи классицизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Специфика содержания музыкального романтизма Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Три стороны музыкального содержания в произведениях романтиков. Практические 6 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.13. Специфика музыкального содержания эпохи культурной поляризации (ХХ век. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.14. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений XX века с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.15. Три стороны музыкального содержания в произведениях XX столетия. Практические 6 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.16. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений XX века с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Сам. работа 6 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Денисов А.В. МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Холопова В.Н. Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018).
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаева А. И. Интерпретация музыки в контексте герменевтики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соколов О.В. О понятии содержания в музыке (в диалоге с Э. Гансликом и Г. Ларошем) : учебное пособие для студентов музыкальных вузов: Учебное пособие для Вузов Издательство Нижегородской консерватории, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э2 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx
Э3 Библиотека диссертаций по гуманитарным наукам cheloveknauka.com
Э4 Персональный сайт В. Н. Холоповой www.kholopova.ru
Э5 Курс "Теория муыкального содержания" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства в соответствии с приобретенными теоретическими знаниями;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса, написание конспектов;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику. Анализ содержания музыки – более глубокий и тонкий анализ, чем тот, который студенты освоили в рамках дисциплины «История музыки». Это объясняется спецификой предмета, который в теоретической и практической части постоянно координирует с разными отраслями музыкознания - историей музыки, композиционными учениями (о гармонии, полифонии, музыкальной форме, мелодике, ритмике и т. д.), также с музыкальной психологией, эстетикой, семиотикой и др. гуманитарными областями. Кроме того, курс музыкального содержания особенно близко стоит к области исполнительства, поэтому учитывает и теоретические накопления в этой сфере, и саму исполнительскую практику, существующие интерпретации музыкальных произведений.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы.