Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 144 | 144 | 144 | 144 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | воспитание высококвалифицированных музыкантов,владеющих знаниями в области теории музыкального содержания и умеющих применять их при передаче содержания музыкальных произведений в своей исполнительской деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы музыкально-аналитического процесса проблемы психологии музыкальной деятельности особенности музыкального исполнительства как вида творческой деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные профессиональные понятия и терминологию использовать теоретические знания в своей будущей профессиональной деятельности осуществлять творческий поиск в области музыкального исполнительства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | музыкальным исполнительством как видом творческой деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. К построению теории музыкального содержания | ||||||
1.1. | Понятия "музыка" и "музыкальное содержание". | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Специальное и неспециальное музыкальное содержание. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений с точки зрения взаимодействия в них специального и неспециального музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Три стороны музыкального содержания. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Эмоциональное, изобразительное и символическое содержание музыки. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.9. | Проблема музыки как языка. Интонация в аспектах языка и семиотики. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.10. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.11. | Теория музыкальной интонации. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.12. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Анализ музыкальных произведений с точки зрения интонационной семантики. | Сам. работа | 6 | 16 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Содержание музыки исторических эпох | ||||||
2.1. | Специфика музыкального содержания эпохи барокко. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений эпохи барокко с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Семиотический анализ сочинений И. С. Баха. | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Три стороны музыкального содержания в барочных произведениях. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи барокко с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Специфика содержания музыки венских классиков | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений эпохи классицизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | Три стороны музыкального содержания в произведениях классической эпохи. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи классицизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Специфика содержания музыкального романтизма | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.10. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.11. | Три стороны музыкального содержания в произведениях романтиков. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.12. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.13. | Специфика музыкального содержания эпохи культурной поляризации (ХХ век. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.14. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ музыкальных произведений XX века с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.15. | Три стороны музыкального содержания в произведениях XX столетия. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.16. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений XX века с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. | Сам. работа | 6 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Денисов А.В. | МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Холопова В.Н. | Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография | Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018). |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Николаева А. И. | Интерпретация музыки в контексте герменевтики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МПГУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Соколов О.В. | О понятии содержания в музыке (в диалоге с Э. Гансликом и Г. Ларошем) : учебное пособие для студентов музыкальных вузов: Учебное пособие для Вузов | Издательство Нижегородской консерватории, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная нотный архив Бориса Тараканова | notes.tarakanov.net | ||
Э2 | Электронная библиотека "Твирпикс" | www.twirpx | ||
Э3 | Библиотека диссертаций по гуманитарным наукам | cheloveknauka.com | ||
Э4 | Персональный сайт В. Н. Холоповой | www.kholopova.ru | ||
Э5 | Курс "Теория муыкального содержания" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: • изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; • аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства в соответствии с приобретенными теоретическими знаниями; • подготовку сообщений и докладов по темам курса, написание конспектов; • прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка. Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику. Анализ содержания музыки – более глубокий и тонкий анализ, чем тот, который студенты освоили в рамках дисциплины «История музыки». Это объясняется спецификой предмета, который в теоретической и практической части постоянно координирует с разными отраслями музыкознания - историей музыки, композиционными учениями (о гармонии, полифонии, музыкальной форме, мелодике, ритмике и т. д.), также с музыкальной психологией, эстетикой, семиотикой и др. гуманитарными областями. Кроме того, курс музыкального содержания особенно близко стоит к области исполнительства, поэтому учитывает и теоретические накопления в этой сфере, и саму исполнительскую практику, существующие интерпретации музыкальных произведений. При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. |