МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Университет как феномен культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.филос.наук, Доцент, Галкина А.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Университет как феномен культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о развитии университетского образования от древности до современности с учетом культурного контекста различных эпох
дать представление о специфике и сущностных характеристиках современного университетского образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные характеристики и функции университетского образования
3.2.Уметь:
3.2.1.различать основные модели университетского образования
применять знания гуманитарных и социально-экономических наук в своей деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с источниками и специальной литературой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие университета. Место и роль университета в культуре.
1.1. Предназначение университета. Специфика университетского образования. Социальные предпосылки зарождения университетского образования. Структура университетского образования. Функции университетского образования. Университет в системе культуры. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Предназначение университета. Специфика университетского образования. Социальные предпосылки зарождения университетского образования. Структура университетского образования. Функции университетского образования. Университет в системе культуры. Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Предыстория университетов.
2.1. Школы Древнего Востока. Античные школы. Их основания, основные направления, ступени, периоды развития. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Школы Древнего Востока. Античные школы. Их основания, основные направления, ступени, периоды развития. Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Университеты Средневековья
3.1. Роль университета в формировании культуры и государственности. Модель средневекового университета Западной Европы. Европейский университет как средневековая привилегированная корпорация. Византийские школы. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Роль университета в формировании культуры и государственности. Модель средневекового университета Западной Европы. Европейский университет как средневековая привилегированная корпорация. Византийские школы. Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Университеты эпохи Возрождения и Реформации.
4.1. Мировоззренческое значение эпохи Возрождения для реформации университетов. Немецкие университеты и Реформация. Распространение университетов в Восточной Европе в XVI-XVII веках. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Мировоззренческое значение эпохи Возрождения для реформации университетов. Немецкие университеты и Реформация. Распространение университетов в Восточной Европе в XVI-XVII веках. Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Университеты Западной Европы Нового времени
5.1. Научная революция и её влияние на эволюцию университетов. Две основные модели европейского университета Нового времени: французская и немецкая. Падение доклассического университета. Становление немецкого классического университета и его влияние на формирование университетов в других странах. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Научная революция и её влияние на эволюцию университетов. Две основные модели европейского университета Нового времени: французская и немецкая. Падение доклассического университета. Становление немецкого классического университета и его влияние на формирование университетов в других странах. Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Университеты в России.
6.1. Первые русские школы. Российские университеты ХVII - первой половины XVIII века. Проблемы развития российских университетов на рубеже XVIII-XIX века. Специфика русских университетов. Проблема доступности высшего образования в дореволюционной России. Роль российских университетов в оппозиции власти. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.2. Первые русские школы. Российские университеты ХVII - первой половины XVIII века. Проблемы развития российских университетов на рубеже XVIII-XIX века. Специфика русских университетов. Проблема доступности высшего образования в дореволюционной России. Роль российских университетов в оппозиции власти. Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 7. Университеты СССР.
7.1. Религиозно-политический контроль университетов. Специфика бесплатного образования. Установление связи университетов с производством. Подготовка специалистов с учётом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
7.2. Религиозно-политический контроль университетов. Специфика бесплатного образования. Установление связи университетов с производством. Подготовка специалистов с учётом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
7.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 8. Современный университет как культурный феномен.
8.1. Модель идеального университета. Культурная миссия университета. Цели, идеалы и ценности современного университета как феномена культуры. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
8.2. Модель идеального университета. Культурная миссия университета. Цели, идеалы и ценности современного университета как феномена культуры. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
8.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 9. Возникновение всемирной университетской культуры.
9.1. Возникновение мирового общеобразовательного пространства. Интеграция России в мировое общеобразовательное пространство. Задачи, стоящие перед отечественными университетами при принятии европейской модели развития общества. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
9.2. Возникновение мирового общеобразовательного пространства. Интеграция России в мировое общеобразовательное пространство. Задачи, стоящие перед отечественными университетами при принятии европейской модели развития общества. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
9.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 10. Организация современного университета.
10.1. Модель современного университета. Специфика, задачи и функции современного университета. Принципы формирования образовательной системы современного университета. Тенденции развития университетской образовательной среды. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
10.2. Модель современного университета. Специфика, задачи и функции современного университета. Принципы формирования образовательной системы современного университета. Тенденции развития университетской образовательной среды. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
10.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 11. Проблемы университетского образования в современном обществе.
11.1. Соотношение фундаментальной и профессиональной составляющих в современном университетском образовании. Статус современного университета. Возможен ли «классический» университет в России: дискуссии современников. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
11.2. Соотношение фундаментальной и профессиональной составляющих в современном университетском образовании. Статус современного университета. Возможен ли «классический» университет в России: дискуссии современников. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
11.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 12. Университет в контексте глобальных проблем современности.
12.1. Понятие глобальных проблем современности. Гуманистическая, воспитательная и экологическая направленность современного университета. Роль университетов во взаимодействии цивилизаций и народов. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
12.2. Понятие глобальных проблем современности. Гуманистическая, воспитательная и экологическая направленность современного университета. Роль университетов во взаимодействии цивилизаций и народов. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
12.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федорович Е. Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX — XX века): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Федорович Е. Н. История музыкального образования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://academicon.ru/
Э2 https://www.twirpx.com/
Э3 Курс в Moodle "Университет как феномен культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал. В подготовке студентам необходимо в краткие сроки быстро осваивать большой объём специальной литературы.