МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-библиографическое обеспечение научно-учебного процесса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц. Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Информационно-библиографическое обеспечение научно-учебного процесса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и образовательных ресурсов сети Интернет;
• формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
• формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу, и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии
ПК-4 готовностью к использованию современного знания о культуре и социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятия и компоненты информационной культуры; источники научной информации;алфавитный и систематический каталоги НБ АлтГУ, электронный каталог, базы данных; правила оформления списка литературы;
- о сущности и структуре современной культуры и концепций социокультурной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться справочно-поисковым аппаратом НБ АлтГУ; осуществлять самостоятельный поиск профессиональной информации, используя современные образовательные и информационные технологии;
- анализировать частные и общие проблемы социокультурной деятельности и организационно-управленческой работы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности; составления списка литературы курсовой и дипломной работ;
- использования инструментария анализа концепций социокультурной деятельности в организационно-управленческой работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационная культура студента
1.1. Понятия и компоненты информационной культуры. Сам. работа 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Информационные потоки. Свойства информации. Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Информационные ресурсы России. Сам. работа 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Информационные ресурсы России. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Информационно-поисковые системы НБ АлтГУ
2.1. Алфавитный и систематический каталоги. Электронный каталог и библиографические базы данных. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Самостоятельное изучение темы, проработка и поторение лекционного материала. Сам. работа 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Самостоятельное изучение темы, проработка и поторение лекционного материала. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Работа с каталогами в ЦБС им. Н.М. Ядринцева Сам. работа 1 6 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Алгоритм поиска в электронном каталоге НБ АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет. Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Библиотеки России. Система ГСНТИ Сам. работа 1 4 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.7. Библиотеки России. Система ГСНТИ Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.8. Региональные библиотеки. НБ АлтГУ как центр информционного обеспечения учебной и научной деятельности студента. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.9. Региональные библиотеки. НБ АлтГУ как центр информционного обеспечения учебной и научной деятельности студента. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.10. Самостоятельное изучение темы, проработка и повторение лекционного материала Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.11. Самостоятельное изучение темы, проработка и повторение лекционного материала Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ
3.1. Алгоритм поиска в систематическом каталоге. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Алгоритм поиска в систематическом каталоге. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Традиционные каталоги и электронный каталог НБ АлтГУ. Библиографические базы данных. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Алгоритм поиска в алфавитном каталоге. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Алгоритм поиска в алфавитном каталоге. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Алгоритм поиска в электронном каталоге НБ АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.8. Алгоритм поиска в электронном каталоге НБ АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.9. Поиск информации в ЭБС. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Аналитико-синтетическая обработка документов.
4.1. Библиографическая запись. Реферат. Аннотация. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.2. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.3. Аннотирование Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.4. Реферирование. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.5. Библиографическая запись документа. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Составление списка литературы курсовых и дипломных работ.
5.1. Выбор заглавия и расположение материала в списке. Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 1 4 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
5.2. Составление списка источников литературы курсовых и дипломных работ. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.3. Составление списка источников литературы курсовых и дипломных работ. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.4. Оформление библиографических ссылок. Практические 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
5.5. Составление списка основной литературы Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.6. Составление списка интернет источников Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.7. Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 1 6 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
5.8. Подготовка к зачету Сам. работа 1 12 ОПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная библиотека АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 Научные электронные библиотеки: eLIBRARY; Российское образование: федеральный портал: https://elibrary.ru/; http://www.edu.ru/
Э3 Электронная библиотека АлтГУ www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.