МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-библиографическое обеспечение научно-учебного процесса
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц. Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Информационно-библиографическое обеспечение научно-учебного процесса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и образовательных ресурсов сети Интернет;
• формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
• формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу, и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии
ПК-4: готовностью к использованию современного знания о культуре и социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятия и компоненты информационной культуры; источники научной информации;алфавитный и систематический каталоги НБ АлтГУ, электронный каталог, базы данных; правила оформления списка литературы;
- о сущности и структуре современной культуры и концепций социокультурной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться справочно-поисковым аппаратом НБ АлтГУ; осуществлять самостоятельный поиск профессиональной информации, используя современные образовательные и информационные технологии;
- анализировать частные и общие проблемы социокультурной деятельности и организационно-управленческой работы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности; составления списка литературы курсовой и дипломной работ;
- использования инструментария анализа концепций социокультурной деятельности в организационно-управленческой работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационная культура студента
1.1. Понятия и компоненты информационной культуры. Сам. работа 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Информационные потоки. Свойства информации. Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Информационные ресурсы России. Сам. работа 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Информационные ресурсы России. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Информационно-поисковые системы НБ АлтГУ
2.5. Алфавитный и систематический каталоги. Электронный каталог и библиографические базы данных. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Самостоятельное изучение темы, проработка и поторение лекционного материала. Сам. работа 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.7. Самостоятельное изучение темы, проработка и поторение лекционного материала. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.8. Работа с каталогами в ЦБС им. Н.М. Ядринцева Сам. работа 1 6 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.9. Алгоритм поиска в электронном каталоге НБ АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет. Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.10. Библиотеки России. Система ГСНТИ Сам. работа 1 4 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.11. Библиотеки России. Система ГСНТИ Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.12. Региональные библиотеки. НБ АлтГУ как центр информционного обеспечения учебной и научной деятельности студента. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.13. Региональные библиотеки. НБ АлтГУ как центр информционного обеспечения учебной и научной деятельности студента. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.14. Самостоятельное изучение темы, проработка и повторение лекционного материала Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.15. Самостоятельное изучение темы, проработка и повторение лекционного материала Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ
3.16. Алгоритм поиска в систематическом каталоге. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.17. Алгоритм поиска в систематическом каталоге. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.18. Традиционные каталоги и электронный каталог НБ АлтГУ. Библиографические базы данных. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.19. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.20. Алгоритм поиска в алфавитном каталоге. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.21. Алгоритм поиска в алфавитном каталоге. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.22. Алгоритм поиска в электронном каталоге НБ АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.23. Алгоритм поиска в электронном каталоге НБ АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.24. Поиск информации в ЭБС. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Аналитико-синтетическая обработка документов.
4.25. Библиографическая запись. Реферат. Аннотация. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.26. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.27. Аннотирование Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.28. Реферирование. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.29. Библиографическая запись документа. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Составление списка литературы курсовых и дипломных работ.
5.30. Выбор заглавия и расположение материала в списке. Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 1 4 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
5.31. Составление списка источников литературы курсовых и дипломных работ. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.32. Составление списка источников литературы курсовых и дипломных работ. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.33. Оформление библиографических ссылок. Практические 1 2 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
5.34. Составление списка основной литературы Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.35. Составление списка интернет источников Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.36. Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 1 6 ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.1
5.37. Подготовка к зачету Сам. работа 1 12 ОПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 https://e.lanbook.com/book/2504
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/app/slasu/library=elektronizd
Э2 Научные электронные библиотеки: eLIBRARY; Российское образование: федеральный портал: https://elibrary.ru/; http://www.edu.ru/
Э3 Электронная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.