МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и постановка культурно-досуговых программ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 261
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 23 16 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 8 8 4 4 14 14 36 36
Практические 24 24 28 28 26 26 30 30 108 108
Сам. работа 74 74 72 72 78 78 37 37 261 261
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
ст.преп. И.Н. Зуев

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Организация и постановка культурно-досуговых программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - сформировать навыки разработки, подготовки и организации художественно-творческих проектов для реализации культурно-массовой работы в сфере культуры.
Задачи дисциплины:
•получение студентами основных представлений о принципах и функциях культурно-досуговой деятельности, о структуре, основных направлениях и формах организации досуга;
•формирование у студентов знаний целостной системы культурно -досуговой деятельности в единстве теории, организации, методического обеспечения;
•разработка стратегий организации мероприятий различного уровня.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16: способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере
ПК-17: готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•о современных тенденциях в социокультурном контексте общества;
•о новых направлениях в культурно-досуговой области;
• принципы и особенности коммуникативного общения;
•тенденции в современной культуре и обществе;
•приемы организации культурных проектов и программ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
•работать с аудиторией;
•разработать план культурно-массового мероприятия:
•осуществлять и реализовывать культурно-массовые программы и творческие проекты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.•грамотной профессиональной речи;
•корпоративного взаимодействия;
•организации просветительского, благотворительного, творческого и др. культурно-массового мероприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Актуальность, предмет и задачи курса «Организация социокультурной деятельности». Лекции 5 10 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальность, предмет и задачи курса «Организация социокультурной деятельности». Сам. работа 5 24 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.3. Культурно-досуговая деятельность, как одна из важных составляющих функционирования социума. Практические 5 12 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.4. Культурно-досуговая деятельность, как одна из важных составляющих функционирования социума. Сам. работа 5 26 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.5. Культурно-досуговую деятельность как одна из сфер деятельности специалиста культуролога. Практические 5 12 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.6. Культурно-досуговую деятельность как одна из сфер деятельности специалиста культуролога. Сам. работа 5 24 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Сущность и социальные функции культурно-досуговой деятельности в современном обществе.
2.7. Особенности культурно-досуговой деятельности. Лекции 6 4 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.8. Комплекс общественных и культурных факторов; их значение для процесса освоения личностью различных форм и сфер досуга. Лекции 6 4 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.9. Управление в сфере арт-менеджмента; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы культуры. Сам. работа 6 16 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.10. Система культурно-досуговой деятельности и ее компоненты. Практические 6 10 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.11. Содержание культурно-досуговой деятельности. Сам. работа 6 18 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.12. Средства и методы реализации культурно-досуговой деятельности. Практические 6 8 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.13. Средства и методы реализации культурно-досуговой деятельности. Сам. работа 6 14 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.14. Формы и материально-техническая база культурно-досуговой деятельности. Сам. работа 6 14 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.15. Финансовое обеспечение процесса организации культурно – досуговой деятельности. Практические 6 10 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.16. Финансовое обеспечение процесса организации культурно – досуговой деятельности. Сам. работа 6 10 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. История арт-менеджмента.
3.17. Смысл понятия «арт-менеджмент». Лекции 7 4 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.18. Управленческий труд как часть общего технологического процесса деятельности учреждений досуга. Практические 7 12 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.19. Менеджмент как основа функционирования учреждений досуга. Сам. работа 7 14 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.20. Механизм функционирования управленческой деятельности. Практические 7 14 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.21. Истоки художественной культуры, ее социальное назначение. Сам. работа 7 16 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.22. Праздники античного Рима, Византии. Придворные маскарады во Франции и Англии. Карнавал. Сам. работа 7 14 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.23. Современное искусство и место в нем арт-менеджмента. Сам. работа 7 16 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.24. Характеристика массовых действий и зрелищ различных эпох. Сам. работа 7 18 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Основные направления и формы организации досуга.
4.25. Типы культурно-досуговой среды и программ. Практические 8 6 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.26. Формы организации досуга в социокультурном контексте. Лекции 8 4 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.27. Основные группы культурно-досуговой среды. Сам. работа 8 6 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.28. Культурно-досуговая среда общества и учреждений досуга. Сам. работа 8 5 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.29. Виды учреждений досуга. Сам. работа 8 4 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.30. Структура культурно-досуговой среды и особенности ее формирования. Лекции 8 6 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Методика организации культурно-досуговых программ. Практическая работа.
5.31. Сюжетно-образное решение программы. Лекции 8 4 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.32. Идея и смысловой компонент программы. Сам. работа 8 4 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.33. Роль разработки и написания сценария программы. Сам. работа 8 6 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.34. Режиссерское искусство организации культурно-досуговой программы, как единого целостного произведения. Практические 8 10 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.35. Механизм построения сценария, тема, идея и композиция сценария культурно-досуговой программы. Сам. работа 8 4 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.36. Основные педагогические требования к сценарию культурно-досуговых программ. Сам. работа 8 2 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.37. Подбор драматургического материала как основной фактор эффективности культурно-досуговых программ. Сам. работа 8 6 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.38. Процесс создания режиссером культурно-досуговой программы. Практические 8 14 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.39. Зачёт по дисциплине Зачет 6 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1
5.40. Экзамен по дисциплине Экзамен 8 27 ПК-16, ПК-17 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для самостоятельной работы, вопросы к экзамену. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Используемые формы текущего контроля: собеседование, письменные работы.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие М.:"Планета музыки"// ЭБС "Лань", 2013 https://e.lanbook.com/book/13880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черняева И.В. Менеджмент культуры: Программа и методические рекомендации Барнаул: Издательство АлтГУ , 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5640
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на web-страницу: Городской программно-методический центр дополнительного образования детей : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.met-udod.ru/index.php?&pid=24
Э2 Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э3 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к зачёту/экзамену

Основное в подготовке к зачёту/экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту/экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту/экзамену избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту/экзамену по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту/экзамену старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту/экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт/экзамен сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте/экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.