МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 121
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 23 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 26 26 22 22 48 48
Сам. работа 36 36 85 85 121 121
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
ст.преподаватель, И.Н.Зуев

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Риторика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса риторики направлено на ознакомление студентов-журналистов с тысячелетней мировой практикой работы в сфере публичного слова, развитие навыков профессионального отношения к устному и письменному слову, обучение профессиональным приемам ведения диалога, дискуссии, умению грамотно использовать возможности коммуникации, удерживать внимание и интерес аудитории с учетом ее особенностей, проводить успешные рекламные и агитационные кампании, отвечать «вызовам» и потребностям современной политической и общественной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-17 готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные нормы современного русского языка (орфографические, пунктуационные, грамматические, стилистические, орфоэпические) и систему функциональных стилей русского языка;
- риторические аспекты устной и письменной коммуникации на русском языке; иметь представление о качествах хорошей речи на русском языке;
- теорию речевого воздействия и его основные методы, и приемы для успешного осуществления коммуникации на русском языке в научной, профессиональной и социокультурной сферах;
- формы культурно-досуговой деятельности;
- принципы работы учреждений культуры, общественных организаций;
- основные тенденции развития культурной политики в отношении реализации культурно-досуговых программ;
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться основной справочной литературой, толковыми и нормативными словарями русского языка; основными сайтами поддержки грамотности в сети «Интернет»;
- производить редакторскую правку текстов научного и официально-делового стилей речи на русском языке;
- использовать систему современных методов и технологий научной коммуникации, в том числе информационных, на государственном и иностранном языке;
- реализовать мероприятия по сохранению и освоению художественнно-культурного, культурно-исторического и природного наследия;
- формулировать культурно-досуговые формы в системе массовых коммуникаций в области культурологии;
- формулировать и решать проблемы, возникающих в ходе реализации форм культурно-досуговой деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками создания на русском языке грамотных и логически непротиворечивых письменных и устных текстов учебной и научной тематики реферативно-исследовательского характера, ориентированных на соответствующее направление подготовки;
- навыками создания на русском языке письменных и устных текстов научного и официально-делового стилей речи для обеспечения профессиональной деятельности с использованием риторических приемов;
- навыками создания на русском языке точной, логичной, ясной, выразительной, уместной речи и продуцирования текстов различных жанров научного и официально-делового стилей;
- навыками анализа художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия;
- готовностью к использованию современного знания о культуре при организации культурно-досуговой деятельности;
- готовностью к использованию современного знания о культуре в организационной работе в сфере культурно-досуговой деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значения риторики
1.1. Предметная область риторического знания Лекции 6 6 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Из истории развития риторического знания
2.1. Риторика в период "осевого" времени: от мифа к логосу Практические 6 8 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Реферат Сам. работа 6 6 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Конспектирование источников Сам. работа 6 8 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основные понятия риторики
3.1. Виды риторического пафоса. Риторический этос и риторический логос Практические 6 10 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Анализ текстов СМИ Сам. работа 6 4 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Домашняя контрольная работа Сам. работа 6 8 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Типы речи
4.1. Функции языка/речи (по Р. Якобсону) и их реализация в ритуальной речи Лекции 6 2 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Развлекательная и провокативная речи Практические 6 8 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Информационная речь: задачи, требования и способы построения Сам. работа 6 6 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Структура убеждающей речи Лекции 6 2 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Создание самостоятельных речей того или иного вида, по аналогии с архитипическими образцам Сам. работа 6 4 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Зачет 6 0 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Аргументация в риторике
5.1. Разновидности аргументации устной и письменной речи Лекции 7 4 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Аргументация в устной и письменной речи Практические 7 8 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Подготовка к коллоквиуму Сам. работа 7 8 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Эссе Сам. работа 7 12 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Виды спора
6.1. Место и роль доказательства и опровержения в споре Лекции 7 4 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Дискуссия и полемика. Спор ради истины. Спор ради победы. Спор ради спора Практические 7 8 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Работа с терминами Сам. работа 7 14 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Подготовка к деловой игре Сам. работа 7 9 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. "Пятичленная" теория риторического знания
7.1. Инвенция и диспозиция и элокуция. Меморио и акцио Лекции 7 2 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Реализация "Пятичленной" теории риторического знания в речи Практические 7 6 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Домашняя контрольная работа Сам. работа 7 18 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.4. Подготовка к докладу Сам. работа 7 24 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.5. Экзамен 7 27 ОК-5, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Костромина Е. А. Риторика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Ивин А. А. Риторика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие М.: Флинта, 2018 http://znanium.com/bookread2.php?book=495849&spec=1 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=84557 https://e.lanbook.com/book/109517
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/
5. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», https://e.lanbook.com/
6. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся вопросы к зачету, экзамену и выполнение практических заданий.
Зачет должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает зачет только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Примерные вопросы для подготовки к зачету сообщаются обучающимся в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение подготовку устного ответа и выполнение практического задания, 30 минут. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит на зачет повторно.
Экзамен должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Экзамен проводится в форме устных ответов на вопросы и выполнения письменных практических заданий в форме тестирования по темам, изученным в рамках освоения дисциплины в соответствующем семестре (в билете 1 вопрос теоретический, тест из 10 заданий). Примерные вопросы для подготовки к экзамену сообщаются студентам в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение экзаменационного теста, — 20 минут, на подготовку к ответу – 10 минут. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты тестирования и ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения экзамена. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно.