Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_Э-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. О.П. Мамченко
1.1. | развитие у студентов современного экономического мышления, приобретение ими глубоких знаний о системе МЭО, закономерностях и тенденциях их развития, формирования на этой основе соответствующих профессиональных качеств будущих специалистов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04 |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-6 | способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теоретические положения и категории мировой экономики, тенденции и закономерности ее развития; структуру современного мирового хозяйства и основные направления его развития; общие черты экономики промышленно развитых, развивающихся государств и стран с переходной моделью экономики; потенциал, факторы и тенденции современного экономического прогресса ведущих стран мира; факторы, определяющие конкурентоспособность фирм и стран; экономический потенциал, отраслевую структуру и основные направления интеграции России в систему мирового хозяйства; основные информационно-статистические ресурсы российских и международных финансовоэкономических организаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | характеризовать сущность происходящих в мировой экономике процессов: определять проблемы социально-экономического развития отдельных стран и их групп: определять роль институциональных структур мировой экономики; уверенно пользоваться основными информационно-статистическими ресурсами российских и международных финансовоэкономических организаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализа и прогнозирования воздействие мирохозяйственных процессов на национальную и мировую экономику, ее отдельные отрасли и предприятия; анализа глобальные проблемы мировой экономики и эффективность международного сотрудничества с целью их разрешения; анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Предмет и объект исследования. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. | ||||||
1.1. | Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Предмет и объект исследования. Международная экономика и мировая экономика: Сходствa и различия. Субъекты мировой экономики: виды и краткая характеристика. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Семинар по теме | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Международные торговые отношения: меркантелизм, классическая политэкономия, современная экономика | ||||||
2.1. | Международные торговые отношения: представления меркантилистов, их вклад в развитие теории международной торговли, критика Международные торговые отношения: теория и модели абсолютных преимуществ (А. Смит), вклад в развитие теории международной торговли, критика Международные торговые отношения: теория и модели сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), вклад в развитие теории международной торговли, критика Расширение модели сравнительных преимуществ на торговлю множеством продуктов множества стран Международные торговые отношения: теория и модели факторных преимуществ, вклад в развитие теории международной торговли, критика Теорема Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Торговые отношения и импортозамещение: теоретико-игровая модель, положительные и отрицательные эффекты импортозамещения для национальной и международной экономики. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Семинар по теме | Практические | 6 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
Раздел 3. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование | ||||||
3.1. | Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование. Инструменты торговой политики: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Торговая политика различных групп стран и ее влияние на национальную экономику | Лекции | 6 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Семинар по теме | Практические | 6 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Интернационализация и глобализация бизнеса (факторы, развитие, оценки, прогнозы, транснациональные компании, влияние на мировую экономику) | ||||||
4.1. | Интернационализация и глобализация бизнеса. 21. Международные финансовые и экономические организации (цели, задачи, функции, проекты, результаты) и их информационные ресурсы (общая характеристика, разделы, доступ). Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику: характеристика, закономерности, прогнозы. Национальные культуры и их влияние на международный бизнес, инновационную и предпринимательскую активность (на примере «западных» и «восточных» культур) Национальные культуры и их влияние на международный бизнес, инновационную и предпринимательскую активность (на примере классификации культур Г. Хофстеде). Международная экономическая интеграция (причины, история развития, оценки, прогнозы, примеры международных интеграционных образований, влияние на мировую экономику) | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Семинар по теме | Практические | 6 | 0 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 5. Наука, образование и инновационный бизнес в условиях интернационализации и глобализации. Влияние на национальную экономику. | ||||||
5.1. | Торговые отношения на международном образовательном рынке. Экспорт и импорт образовательных продуктов и услуг. Влияние на национальную экономику. Наука и инновационный бизнес (НИС, лицензирование и др.) в условиях интернационализации и глобализации. Влияние на национальную экономику. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.2. | Семинар по теме | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 6. Международный валютный рынок и возможности его прогнозирования | ||||||
6.1. | 28. Международный валютный рынок и возможности его прогнозирования (развитие, факторы, состояние, прогнозы, методы моделирования и прогнозирования) | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.2. | Семинар по теме | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 7. Экономико-математические модели международных экономических отношений | ||||||
7.1. | Экономико-математические модели международной торговли (стандартная модель, гравитационная модель, теоретико-игровые модели, прогнозные модели) | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
7.2. | Семинар по теме | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
7.3. | Самостоятельная работа по дисциплине | Сам. работа | 6 | 66 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шимко, П.Д. | Международная экономика: учебное пособие | "Юрайт"//ЭБС "Университетская библиотека online, 2010 | |
Л1.2 | Хасбулатов Р.И. - под общ. ред. | МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | В. П. Колесов, М. В. Кулаков; | Международная экономика : :учебник | М. : ИНФРА-М, 2008. | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.А. Липатов | Международная экономическая интеграция: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки online | М.: Евразийский открытый институт, 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93171 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. |