МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сценическая речь
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 121
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 23 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 26 26 22 22 48 48
Сам. работа 36 36 85 85 121 121
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
ст.преп., И.Н. Зуев

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Сценическая речь

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов сознательного отношения к развитию и совершенствованию индивидуальных голосовых и дикционных навыков, необходимых для публичного выступления.Способствовать формированию аналитико-синтаксической деятельности студентов путем развития их логического мышления, умение в речи выделять основную мысль, правильно выражать ее в звучании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-17: готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные нормы современного русского языка (орфографические, пунктуационные, грамматические, стилистические, орфоэпические) и систему функциональных стилей русского языка;
- риторические аспекты устной и письменной коммуникации на русском языке; иметь представление о качествах хорошей речи на русском языке;
- теорию речевого воздействия и его основные методы, и приемы для успешного осуществления коммуникации на русском языке в научной, профессиональной и социокультурной сферах;
- формы культурно-досуговой деятельности
- принципы работы учреждений культуры, общественных организаций
- основные тенденции развития культурной политики в отношении реализации культурно-досуговых программ;
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться основной справочной литературой, толковыми и нормативными словарями русского языка; основными сайтами поддержки грамотности в сети «Интернет»;
- производить редакторскую правку текстов научного и официально-делового стилей речи на русском языке;
- использовать систему современных методов и технологий научной коммуникации, в том числе информационных, на государственном и иностранном языке;
- реализовать мероприятия по сохранению и освоению художествннно-культурного, культурно-исторического и природного наследия;
- формулировать культурно-досуговые формы в системе массовых коммуникаций в области культурологии;
- формулировать и решать проблемы, возникающих в ходе реализации форм культурно-досуговой деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками создания на русском языке грамотных и логически непротиворечивых письменных и устных текстов учебной и научной тематики реферативно-исследовательского характера, ориентированных на соответствующее направление подготовки;
- навыками создания на русском языке письменных и устных текстов научного и официально-делового стилей речи для обеспечения профессиональной деятельности с использованием риторических приемов;
- навыками создания на русском языке точной, логичной, ясной, выразительной, уместной речи и продуцирования текстов различных жанров научного и официально-делового стилей;
- навыками анализа художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия;
- готовностью к использованию современного знания о культуре при организации культурно-досуговой деятельности;
- готовностью к использованию современного знания о культуре в организационной работе в сфере культурно-досуговой
деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет "Сценическая речь" в системе профессиональной подготовки Лекции 6 4 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
1.2. Приёмы развития навыков говорения Практические 6 8 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
1.3. Приёмы развития навыков говорения. Сам. работа 6 10 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Физеологические и психологические особенности речеобразования
2.4. Особенности работы мышц, организующих дыхание Практические 6 4 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
2.5. Строение речевого аппарата Лекции 6 4 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
2.6. Приёмы релаксации при занятиях речью Практические 6 6 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
2.7. Приёмы релаксации при занятиях речью Сам. работа 6 12 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
2.8. Приёмы и разновидности массажа для развития речи Лекции 6 2 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
2.9. Связь речи и мышления Практические 6 8 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
2.10. Связь речи и мышления Сам. работа 6 14 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
2.11. Зачет 6 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Орфоэпия
3.12. Орфоэпические нормы русского языка. Лекции 7 10 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
3.13. Произношение и ударение. Практические 7 4 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
3.14. Разновидности интонационного строя русского языка. Практические 7 6 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
3.15. Разновидности интонационного строя русского языка. Сам. работа 7 40 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Артикуляция
4.16. Гласные звуки и способы их постановки. Практические 7 2 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
4.17. Согласные звуки и способы их постановки. Практические 7 2 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
4.18. Артикуляционная гимнастика Практические 7 8 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
4.19. Артикуляционная гимнастика Сам. работа 7 45 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1
4.20. Экзамен 7 27 ОК-5, ПК-17 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Сценическая речь.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрова А.Н. Искусство речи: учебник М. : Аспект Пресс, 2011 https://e.lanbook.com/book/97228#book_name
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=441404&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ораторское искусство https://vseorechi.ru/ritorika/orator/stsenicheskaya-rech-uprazhneniya-na-diktsiyu.html
Э2 Морозов, В.П. Резонансная техника пения и речи: Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь : методические рекомендации / В.П. Морозов. - М. : Когито-Центр, 2013. - 440 с. - (Искусство и Наука). - [§ВN 978- 5-89353-404-7 ; https://www.libfox.ru/550758-kollektiv-avtorov-rezonansnaya-tehnika-peniya-i-rechi-metodiki-masterov-solnoe-horovoe-penie-stsenicheskaya-rech.html
Э3 Элетронно-библиотечная системв "Лань" https://e.lanbook.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся вопросы к зачету, экзамену и выполнение практических заданий.
Зачет должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает зачет только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Примерные вопросы для подготовки к зачету сообщаются обучающимся в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение подготовку устного ответа и выполнение практического задания, 30 минут. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит на зачет повторно.
Экзамен должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Экзамен проводится в форме устных ответов на вопросы и выполнения письменных практических заданий в форме тестирования по темам, изученным в рамках освоения дисциплины в соответствующем семестре (в билете 1 вопрос теоретический, тест из 10 заданий). Примерные вопросы для подготовки к экзамену сообщаются студентам в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение экзаменационного теста, — 20 минут, на подготовку к ответу – 10 минут. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты тестирования и ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения экзамена. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно.