МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История нотации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедрой
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 72 72 72 72 144 144
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История нотации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Корниенко Николай Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Корниенко Николай Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение различных знаковых систем фиксации музыки, позволяющих с помощью графических элементов передавать музыкальную информацию на расстоянии и сохранять ее во времени. Знание этапов развития нотационных систем от античности до наших дней, умение дешифровать музыкальные тексты разных эпох даст возможность адекватного, аутентичного, профессионального прочтения музыкальных произведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.традиционные знаки музыкальной нотации, в том числе нотации в ключах «до»
приемы результативной самостоятельной работы над музыкальным произведением
3.2.Уметь:
3.2.1.прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения
распознавать знаки нотной записи, отражая при воспроизведении музыкального сочинения предписанные композитором исполнительские нюансы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком исполнительского анализа музыкального произведения
свободным чтением музыкального текста сочинения, записанного традиционными методами нотации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нотация от возникновения и до XX века
1.1. Введение в дисциплину. Нотация как способ передачи информации о музыке Лекции 7 2 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Этапы развития европейской нотационной системы (от архаики к многоголосию) Лекции 7 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Нотационная система античности. Лекции 7 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Нотация европейской одноголосной музыки. Лекции 7 2 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Нотация европейской одноголосной музыки. Практические 7 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Нотная реформа Гвидо Аретинского. Практические 7 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Нотации европейской многоголосной музыки. Практические 7 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Система мензуральной нотации. Лекции 7 2 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Система мензуральной нотации. Практические 7 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Возникновение партитурной нотации. Лекции 7 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Возникновение партитурной нотации. Практические 7 2 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Изучение специальной литературы, анализ музыкального материала. Сам. работа 7 72 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Новейшая нотация
2.1. Нотационные системы новейшего времени. Лекции 8 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Нотационные системы новейшего времени. Практические 8 6 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Новая музыкальная эстетика. Лекции 8 4 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Новейшие нотационные знаки для различных инструментов. Лекции 8 10 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Новейшие нотационные знаки для различных инструментов. Практические 8 12 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Изучение специальной литературы, анализ музыкального материала. Сам. работа 8 72 ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрена
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Леоненков А. Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Книга первая. От Античности к XVIII веку: учебное пособие Издательство "Лань", "Планета музыки", 2017 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов является важной составной частью процесса подготовки будущих специалистов. Цели самостоятельной работы основаны на формировании у студентов навыков к самостоятельной творческой работе, умения решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных средств, потребности к самообразованию и совершенствованию своих знаний, приобретения опыта планирования и организации своего рабочего времени и расширении кругозора.
Домашняя самостоятельная работа по данному курсу включает работу с теоретической литературой, написание конспектов по темам, анализ музыкального материала и исполнительская работа над музыкальными произведениями в соответствии с приобретенными теоретическими знаниями. Такой тип работы особенно важен для студентов. Он направлен на расширение более глубокое и результативное освоение репертуара, изучаемого в специальных классах. Позволяет по-новому осмыслить исполняемые произведения, поставить и решить более сложные художественные задачи.
В процессе освоения курса желательно использовать не только указанные учебные пособия, но и другую литературу (в частности, музыкальные и общегуманитарные энциклопедии, словари, статьи в научных сборниках).