МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Класс музыкального театра

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость27 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2019
Часов по учебному плану 972
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 675
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6, 7
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 19,5 18 19,5 18,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 216 216
Сам. работа 108 108 117 117 108 108 117 117 117 117 108 108 675 675
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 27 27 0 0 81 81
Итого 144 144 180 180 144 144 180 180 180 180 144 144 972 972

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Класс музыкального театра

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Корниенко Николай Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Корниенко Николай Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Класс музыкального" театра является подготовка студента к профессиональной деятельности в
музыкальном театре.Дисциплина направлена на музыкально-сценическое воспитание студента: развитие его артистических способностей, творческой инициативы, овладение сценическим действием, освоение этапов работы над партией.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения
ПК-12 Способностью творчески составлять программы выступлений (сольных и ансамблевых) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности
ПК-17 Способностью исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы и этапы репертуарного процесса изучения партии
основы музыкальной драматургии оперного спектакля
3.2.Уметь:
3.2.1.применять приемы вокального искусства (точность интонации, ясность дикции, правильное распределение дыхания и т.д.), освоенные в классе сольного пения, в сценических условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.специфическими умениями и навыками оперного артиста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа над отрывками из западноевропейских и русских опер
1.1. Изучение отрывков из зарубежных и русских оперных произведений комедийного и лирического плана Практические 3 36 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Изучение вокальных партий Сам. работа 3 108 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Изучение отрывков из зарубежных и русских оперных произведений драматического плана Практические 4 36 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Изучение вокальных партий Сам. работа 4 117 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Работа над отдельными картинками западноевропейских и русских опер
2.1. Изучение отдельных картин и актов зарубежных и русских оперных произведений Практические 5 36 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучение вокальных партий Сам. работа 5 108 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Изучение отдельных картин и актов зарубежных и русских оперных произведений Практические 6 36 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Изучение вокальных партий Сам. работа 6 117 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Работа над одноактными операми
3.1. Изучение одноактных опер зарубежных и отечественных композиторов Практические 7 36 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Изучение вокальных партий Сам. работа 7 117 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Изучение одноактных опер зарубежных и отечественных композиторов Практические 8 36 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Изучение вокальных партий Сам. работа 8 108 ПК-6, ПК-12, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Хрестоматия для пения. Вокальная музыка композиторов XX века: Учебная литература для ВУЗов МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стулова Г. П. Акустические основы вокальной методики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э2 Курс "Класс музыкального театра" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; учебная мебель
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов связана с практическими заданиями, рекомендациями педагога, которым необходимо следовать неукоснительно при подготовке к занятиям:
1. Студент должен овладеть нотным материалом своей партии: точным ритмом, чистотой интонации.
2. Понимать характер героя (героини).
3. Чувствовать психологическое состояние в каждом музыкальном отрывке.
4. После овладения певцами своих партий следует начинать петь вместе – в дуэтах.
5. В терцетах и квартетах рекомендуется сначала сводить по 2 исполнителя в разных комбинациях.