МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория музыки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедрой
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19,329999923706 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 36 36 36 36 72 72
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория музыки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Корниенко Николай Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Корниенко Николай Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.создание теоретико-практической базы для освоения сложного комплекса дисциплин профессионального цикла

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила нотной записи,понятия метра и ритма, звукоряда, лада и тональности, интервалов и аккордов, альтерации, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать музыкальную ткань с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений, модуляций); гармонической системы (модальной и функциональной стороны гармонии), фактурного изложения материала (типов фактур), метроритма, музыкального синтаксиса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Интервалы вне лада и в ладу
1.1. Интевал. Величины интервалов. Диатонические и хроматические интервалы. Практические 1 6 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
1.2. Диатонические и хроматические интервалы. Практические 1 6 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
1.3. Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. Сам. работа 1 12 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
Раздел 2. Лад и тональность
2.1. Лад и его элементы. Практические 1 2 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
2.2. Лады народной музыки, диатонические семиступенные лады, искусственные лады. Практические 1 4 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
2.3. Параллельные, одноимённые, однотерцовые, энгармонически равные тональности. Политональность и атональность. Практические 1 6 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
2.4. Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. Сам. работа 1 12 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
Раздел 3. Аккорды
3.1. Трезвучия и септаккорды. Практические 1 6 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
3.2. Другие виды аккордов. Аккорды нетерцовой структуры, кластеры. Практические 1 6 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
3.3. Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. Сам. работа 1 12 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
Раздел 4. Родство тональностей.
4.1. Тональности первой степени родства Практические 2 4 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
4.2. Тональности второй степени родства Практические 2 4 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
4.3. Тональности третьей степени родства Практические 2 4 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
4.4. Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. Сам. работа 2 18 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
Раздел 5. Модуляция
5.1. Отклонение и модуляция. Виды модуляций Практические 2 4 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
5.2. Техника модуляции в тональности 1-ой степени родства Практические 2 10 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
5.3. Техника модуляции в тональности 2-ой степени родства Практические 2 10 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1
5.4. Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. Сам. работа 2 18 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: [учеб. пособие] СПб.: Лань, [2010]
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цытович, В.И. Традиции и новаторство. Вопросы теории, истории музыки и музыкальной педагогики: учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. https://e.lanbook.com/book/103888.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие СПб.: Лань, [2014]
Л3.2 Холопова В.Н. Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Теория музыки" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
- изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
- игра на фортепиано гармонических оборотов, последовательностей, модуляций, секвенций;
- творческие задания.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное.