Закреплена за кафедрой | |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,329999923706 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Корниенко Николай Александрович
1.1. | создание теоретико-практической базы для освоения сложного комплекса дисциплин профессионального цикла |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правила нотной записи,понятия метра и ритма, звукоряда, лада и тональности, интервалов и аккордов, альтерации, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать музыкальную ткань с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений, модуляций); гармонической системы (модальной и функциональной стороны гармонии), фактурного изложения материала (типов фактур), метроритма, музыкального синтаксиса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Интервалы вне лада и в ладу | ||||||
1.1. | Интевал. Величины интервалов. Диатонические и хроматические интервалы. | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
1.2. | Диатонические и хроматические интервалы. | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
1.3. | Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Лад и тональность | ||||||
2.1. | Лад и его элементы. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
2.2. | Лады народной музыки, диатонические семиступенные лады, искусственные лады. | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
2.3. | Параллельные, одноимённые, однотерцовые, энгармонически равные тональности. Политональность и атональность. | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
2.4. | Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Аккорды | ||||||
3.1. | Трезвучия и септаккорды. | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
3.2. | Другие виды аккордов. Аккорды нетерцовой структуры, кластеры. | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
3.3. | Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
Раздел 4. Родство тональностей. | ||||||
4.1. | Тональности первой степени родства | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
4.2. | Тональности второй степени родства | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
4.3. | Тональности третьей степени родства | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
4.4. | Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. | Сам. работа | 2 | 18 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
Раздел 5. Модуляция | ||||||
5.1. | Отклонение и модуляция. Виды модуляций | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
5.2. | Техника модуляции в тональности 1-ой степени родства | Практические | 2 | 10 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
5.3. | Техника модуляции в тональности 2-ой степени родства | Практические | 2 | 10 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 | |
5.4. | Изучение литературы. Выполнение письменных заданий и практических упражнений на фортепиано. | Сам. работа | 2 | 18 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Холопова В.Н. | Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: [учеб. пособие] | СПб.: Лань, [2010] | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Цытович, В.И. | Традиции и новаторство. Вопросы теории, истории музыки и музыкальной педагогики: учебное пособие | Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. | https://e.lanbook.com/book/103888. |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Холопова В. Н. | Музыка как вид искусства: учеб. пособие | СПб.: Лань, [2014] | |
Л3.2 | Холопова В.Н. | Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография | Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018). |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс "Теория музыки" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: - изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; - игра на фортепиано гармонических оборотов, последовательностей, модуляций, секвенций; - творческие задания. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. |