МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы в аналитической химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильАналитическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_АХ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., профессор, Темерев Сергей Васильевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы в аналитической химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – усвоение основных проблем, стоящих перед аналитической химией как наукой на современном этапе развития производства, услуг и потребления. Развитие способности - обладать умениями эктракционного концентрирования веществ и навыками практического окончания процедуры анализа инструментальными методами (ПКВ-3).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ОПК-3 способностью реализовать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях
ПК-3 готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности формирования химического состава природных экосистем; формулировать основные законы, термины эко-аналитической химии;
- характеристики средств измерений параметров природной среды и современные разработки в области химического анализа сложных природных объектов;
- основы современных методических разработок (руководящих документов РД, методических указаний МУ в области санитарно-гигиенического контроля природных объектов) и передовых достижений в области эко-аналитического контроля;
- основы аналитической химии токсичных веществ, стандартные методы количественного анализа сложных природных объектов;
- специфику концентрирования, разделения и определения приоритетных загрязнителей в атмосферном воздухе, водоемах (водотоках) и биогеоценозах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбрать методы и средства измерений параметров окружающей среды с целью оценки качества и контроля;
- оценить оптимальное количество аналитических образцов, разрабатывать оптимальную для представительного оценивания схему анализа вредных химических веществ в различных природных объектах;
- правильно оценивать результаты анализа контрольных параметров природной среды и содержаний токсичных веществ в экосистемах для последующего прогноза;
- разрабатывать элементы химико-аналитических систем аналитического контроля;
- использовать стандартные методики анализа для выполнения экспертных задач эко-аналитического контроля природных объектов;
- принципы и методы выполнения комплекса методик анализа токсичных веществ в воздухе, воде и консервативных объектах экосистем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов; на основе современных теоретических представлений о качественном и количественном анализе, методами разделения, концентрирования, определения химических веществ, практическими навыками аналитических процедур исследования природных и технических объектов на содержание неорганических и органических веществ, правильно и достоверно оценкой результатов анализа (ПСК).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки
1.1. Метрологические проблемы новых информационных технологий в аналитической химии. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
1.2. Создание новых технологий разделения, концентрирования, разделения и определения веществ с применением современных материалов. Проблемы подготовки образцов к анализу в геологии, экологии, медицине, технике. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
1.3. Разработка стандартных образцов различного назначения. Проблемы создания чистых реагентов и материалов аналитического применения. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
1.4. Разработка стандартных образцов различного назначения. Проблемы создания чистых реагентов и материалов аналитического применения. Сам. работа 3 16 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
1.5. Проблемы анализа нано-объектов в супрамолекулярной химии. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
1.6. Проблемы применения математических методов в анализе и достоверность получаемой информации об объекте исследования. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
1.7. Экстракция неорганических форм ртути с помощью системы вода-антипирин-сульфосалициловая кислота из биологического образца с последующим вольтамперометрическим определением. Лабораторные 3 9 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
1.8. Приготовление аналитического образца к анализу экстракционным методом. Атомно-абсорбционное определение меди(II) в экстракте(реэкстракте) реального природного объекта. Лабораторные 3 9 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Хроматографические методы анализа
2.1. Проблемы современных хроматографических систем. Детектирование АС и совершенствование систем детектирования и обработки. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
2.2. Основы теории и практики хроматографии. Сам. работа 3 30 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Методы атомной оптической спектрометрии
3.1. Атомная спектрометрия. Современный образ эмиссионного спектрометра. Роль комбинированных методов в развитии эмиссионного метода. Эмиссионный стехиометр в анализе катализаторов. ИСП МС. Изотопный анализ в геологии, экологии и медицине. Анализ форм элементов. Проблемы и решения. Различные варианты масс-спектрометрии. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1
3.2. Основы теории и практики методов атомной спектрометрии. Сам. работа 3 30 ОПК-1, ОПК-3, ПК-3 Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не требуется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев В.П. Аналитическая химия: Учебник для вузов М.:Дрофа, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 С.В.Темерев Анализ воды и экосистем: Лабораторный практикум для студентов 4-го курса химического факультета Алт.гос.университета, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э2 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э3 http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э4 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э5 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э6 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э7 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э8 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э9 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э10 http://www.lib.asu.ru Электронная библиотека зарубежных изданий
Э11 http://www.chem.asu.ru Электронная библиотека/неорганич. химия
Э12 http://www.chem.port.ru/
Э13 http://www.ars.org/portalchemistry/
Э14 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э15 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/602
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511К лаборатория атомной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности, инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжные зонты, технические весы, установки для титрования, лабораторная посуда, атомно-абсорбционный спектрометр (ААС 1), установка для фильтрования, пламенный анализатор жидкости (ПАЖ), компрессор – 2 ед., pH-метр милливольтметр (pH-121), баллоны с инертным газом, электрическая мешалка; респиратор, противогаз, резиновые перчатки фартук, защитная маска, защитный экран, защитные очки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.